Всего в перечне — более 100 позиций. Если действия клиента попадают под несколько из них, то банк может приостановить или отказать в проведении транзакций, в крайнем случае — расторгнуть договор.

Какие поправки разработал ЦБ:

  • Банк предлагает не считать подозрительным, когда клиент проводит операцию, несмотря на высокие комиссии и заградительные тарифы, или же пользуется «нестандартными и сложными» для него расчетами. Однако если транзакции «не соответствуют общепринятой рыночной практике», то их можно считать сомнительными.
  • Если клиент отказывается от разовой операции или просит закрыть счет и выдать деньги после вопросов от банка, то это подходит под признак сомнительности. Так ЦБ уточняет правила взаимодействия банками с клиентами, привыкшими сворачивать свою деятельность при возникновении подозрений у кредитных организаций.
  • ЦБ планирует разрешить банкам отказывать клиентам, требующим провести операцию по исполнительному документу, если у кредитной организации есть подозрения, что транзакция нужна для отмывания денег или обналичивания.
  • В список сомнительных банк также включил регулярные операции по снятию наличных физлицами, когда деньги на их счета поступают от юрлица или индивидуального предпринимателя. Исключение — перечисление зарплаты, пенсий, алиментов, страховых возмещений и другие экономически обоснованные операции.
  • Другая категория подозрительных операций — дистанционные транзакции, совершающиеся с одного устройства или с одной группы IP-адресов по счетам компаний, зарегистрированных в разных странах или принадлежащих разным собственникам, а также по счетам разных физических лиц, не являющихся родственниками.
  • Впервые в список сомнительных попали операции, связанные с покупкой и продажей виртуальных активов. При этом основной закон о них еще не принят, замечает РБК.
  • ЦБ также включил в перечень пункты о компаниях, занимающихся покупкой металлолома, почтовыми денежными переводами физлицам, переводами платежным агентам или рассчитывающихся наличными за транспортные, туристические или медицинские услуги. Среди других дополнений — снятие наличных с корпоративных карт, а также сделки с неликвидными ценными бумагами и с товарно-сырьевыми биржами ЕАЭС.

Что еще известно:

Обновленный список упростит работу банков, но не клиентов, рассказала РБК заместитель гендиректора по правовым вопросам компании «Амулекс» Юлия Галуева. По ее словам, им придется «более ответственно подходить к документообороту и выбору контрагентов».

Банки уже использовали многие признаки в рамках локальных правил, поэтому существенных изменений в их практике произойти не должно, считает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. Однако, рассказал он РБК, теперь бизнесу будет проще понять, какие операции относятся к категории повышенного риска. При этом признак, позволяющий относить к сомнительным операции по исполнительным документам, вызывает у Ефремова «большие опасения»: не ясно, как такие документы будут определять банки, а сама практика «идет вразрез с действующим регулированием порядка исполнения судебных решений».