По его словам, в ближайшее столетие произойдет «дележ и "колонизация" киберпространства». Случится несколько войн, в том числе, возможно, ядерная, «за американское наследство».

Кризис парламентаризма усилится. Депутатство в качестве средства коммуникации «народа» с «властью народа», на взгляд некоторых экспертов, уже сейчас выглядит архаично, а развитие цифровизации приведет к тому, что у людей совсем отпадет потребность в посреднике.

«Если понадобится очередной закон о, допустим, каком-нибудь пчеловодстве, то в его составлении, внесении, обсуждении и принятии могут непосредственно, в режиме онлайн участвовать все, кому есть до этого дело — пчеловоды, любители меда, косметологи и фармацевты, люди, покусанные пчелами, и люди, покусавшие пчел, и аллергики, и юристы, производители ульев и дымарей, пчелофилы и пчелофобы, и, наконец, просто те, кому всегда есть дело до всего. В этой схеме нет парламента. Вместо него — средства связи, алгоритмы и модераторы», — объяснил Сурков.

Что произойдет потом:

В цифровую эпоху власть будет у IT-гигантов, возникнет высокотехнологичное государство — «безлюдная демократия», главной особенностью которой станет резкое снижение роли человеческого фактора в политическом процессе. «Вожди и толпы постепенно покинут историческую сцену. А выйдут на нее машины».

На платформе «безлюдной демократии» выстроятся новые политические модели — карликовая сверхдержава, экологическая диктатура, постпатриотическое сообщество, виртуальная республика.

  • Небольшие по территории и населению страны смогут нарастить такие мощные кибернетические ресурсы, что сумеют контролировать значительную часть киберпространства и при необходимости парализовать военные и экономические потенциалы больших государств.
  • Некоторые правительства ограничат потребление под давлением экологических проблем, и это повлечет «восстания шопоголиков, гедонистов и консьюмеристов».
  • Жертвенность в политике потеряет свое значение, уступая место культу комфорта и торгово-прагматического взгляда на отношения личности и социума. Правительства не смогут навязывать себя человеку в качестве Родины и станут для него совокупностью сервисов. Так образуется постпатриотическая, постнациональная государственность «по расчету», а не «по любви к отечеству».
  • Появятся государства без территории — виртуальные республики. Их население составят как цифровые двойники реальных людей, так и «абсолютно бестелесные чистопородные боты». Гражданин такой страны своим «юридическим телом» будет обитать в цифровом облаке, а «физическим», если оно есть, в любом государстве как иностранец.

«Лучше ли 2121 год, чем 1984? Светло ли будущее? Прекрасно ли оно? Как посмотреть. <...> Умно ли это предсказание? Серьезно ли? Трудно сказать. Во всяком случае, оно достаточно нелепо, чтобы сбыться. Оно и сбудется — quia absurdum (лат. «ибо абсурдно»)», — заключил Сурков.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь