
Что известно о деле биолога Ксении Петровой, обвиняемой в США в контрабанде лягушек

Ксении Петровой 31 год. Она окончила Московский физико-технический институт в 2021 года. После выпуска доктор Константин Северинов пригласил ее в проект по секвенированию генома.
В 2022 году Петрова уехала из России. Ей предложили работу в лаборатории в Великобритании, но она отказалась. В мае 2023-го она устроилась в лабораторию Киршнера медицинской школы Гарварда для изучения геномов.
Наставник Петровой в лаборатории Леон Пешкин отзывается о ней как о лучшей из тех, кого он видел в Гарварде за 20 лет. Его команда занимается исследованием самых ранних делений клеток. Им нужен был специалист, одинаково хорошо владеющий машинным обучением и клеточной биологией.
По словам коллеги Петровой Уильяма Трима, она была всецело поглощена наукой. «Иногда приходила домой в час ночи, потому что проводила весь день — 14, 15 часов — за настройкой скорости потока в пяти трубках, которые все сливаются в одном месте, чтобы превратить клетку в каплю», — рассказал он.
В феврале 2025 Ксения поехала в отпуск в Париж. В США у нее была виза J-1, которая выдается по программе Work & Тrаvеl и позволяет свободно выезжать за границу.
Контрабанда лягушек
Леон Пешкин попросил Петрову перед возвращением в США забрать у французских коллег коробку с образцами лягушачьих эмбрионов, которые ранее не удавалось доставить почтой из-за разморозки в пути. Для ввоза подобных биоматериалов в США требуется специальное разрешение и таможенная декларация. Такое нарушение обычно считается незначительным и карается штрафом до 500 долларов.
Вечером 16 февраля Петрова приземлилась в международном аэропорту Бостона. В ее паспорте поставили штамп, разрешающий въезд в США. Сотрудник пограничной службы решил проверить ее чемодан и обнаружил эмбрионы. Петрова предупредила, что образцы чувствительны к температуре и могут испортиться, так как РНК в них легко деградирует. Несмотря на это, ее задержали.
На допросе Ксения заявила, что не знала о необходимости декларирования биоматериалов. Однако, по данным Минюста США, в ее телефоне были найдены сообщения об этом от коллеги.
Власти отправили девушку в иммиграционный центр и аннулировали ее визу. По обвинению в контрабанде ей грозит до 20 лет лишения свободы и штраф.
Расследование
Адвокат Петровой Григорий Романовский заявил, что ей не требовалось разрешение на ввоз эмбрионов, а у пограничной службы не было оснований для задержания.
15 мая биолога перевели из изолятора в федеральную тюрьму. Вчера окружной суд штата Вермонт признал незаконным решение иммиграционных властей аннулировать ее визу. Федеральная судья Кристина Рейсс заявила, что Петрову необходимо освободить под залог. Также привезенные образцы были «совершенно безопасными, нетоксичными, неживыми и не представляли угрозы никому».
Хотя суд признал аннуляцию визы незаконной, судья Рейсс не могла немедленно освободить Петрову, так как против нее уже выдвинуты уголовные обвинения, а данное слушание рассматривало только миграционный вопрос.
Петрова не винит Пешкина в случившемся. Она не жалуется на жизнь в заключении. По словам девушки, ей достаточно было бы иметь доступ к ноутбуку и данным из ее лаборатории в Гарварде.
Она беспокоится, что после окончания дела не сможет работать на прежнем уровне. «Даже если меня освободят, я буду чувствовать себя гораздо менее безопасно. Конечно, это повлияет на мою эффективность. Я буду очень бояться. А что, если меня снова арестуют?» — говорит Петрова.