Все новости

Детектив «Хрустальный» про детскую травму против стриптизеров и Сарика Андреасяна. Битва сериалов на «Снобе»

В последние месяцы российские сериалы смотреть интереснее, чем зарубежные — вероятно, впервые в истории. Особенно когда отечественные производители берут отработанные западными коллегами механизмы и с их помощью рассказывают истории о России. Но получается далеко не у всех. Для новой «Битвы сериалов» обозреватель «Сноба» Дмитрий Камышенко посмотрел прекрасный «Хрустальный» и позорнейший ситком «Стриптизеры»

5 июня 2021 14:54
glenn-carstens-peters-EOQhsfFBhRk-unsplash-(1).jpg
Фото: Glenn Carstens-Peters/Unsplash

Смотреть

«Хрустальный»

Платформа: KION

Сергей Смирнов, полицейский из Москвы, получает задание расследовать похищения детей в городе Хрустальный — месте, где Смирнов вырос. Он сам в детстве пережил сексуальное насилие, так что возвращение в родное место превращается в особенное испытание. Его напарником становится родной брат, общение с которым оборвалось много лет назад. В итоге работа, старые семейные проблемы и детские переживания сливаются в дикую смесь из боли и обиды.

Сериал «Хрустальный» строится на нескольких классических детективных клише. Есть полицейский, который работает с очень сложными делами и умеет находить маньяков. Есть возвращение в маленький город детства, где спрятаны нерешенные семейные проблемы. Есть алкоголизм, мизантропия и нуарное очарование главного героя. Однако «Хрустальный» не выглядит искусственно.

Два брата в детстве пережили сексуальное насилие. Вкупе с пьющей матерью-одиночкой, детство персонажей представляет из себя сущий ад, не отпускающий до конца жизни. И если один брат смог смириться с прошлым и сумел завести «нормальную» семью, то второй помешался на маньяках и живет в нервном ожидании трагедии. Единственное сходство персонажей — оба пошли работать в правоохранительные органы.

Отношение к сюжету у сценаристов условное — он видится скорее в качестве скелета проекта. Кто кого поймал, случайные зацепки и прочие детективные элементы опускаются на второй план. Российские сериалы и отечественный кинематограф как таковой редко говорят про ужасное детство. Точнее — про ужасное детство, которое человек носит с собой всю жизнь. Взрослый и внешне успешный человек оказывается бессильным перед маленьким воспоминанием, возникшем совершенно случайно. Что говорить про попадание в места и к людям, ассоциирующимся с ужасными событиями.

Визуально «Хрустальный» безупречен. Картинка отполирована, основные актеры прекрасны, фоновая музыка поддерживает атмосферу. Тот случай, когда российский сериал про полицию не пахнет ментами с НТВ. Большое количество съемок с воздуха придают масштаба и ощущения сжимающейся пустоты в маленьком умирающем городе. Присутствует и политически актуальная сюжетная линия про коррупцию в правоохранительных органах, но она нужна не для разоблачения российской полиции — скорее подчеркивает все ту же «нормальность» брата главного героя в противовес Смирнову.

Диалоги в «Хрустальном» лаконичны, без долгих и глупых прямых речей. Все говорят по делу, отрывисто, по-человечески. Сценаристом выступил Олег Маловичко, один из авторов «Метода» — еще одного яркого представителя новых русских сериалов. Продюсер Александр Цекало, по всей видимости, постепенно создает сильную команду, готовую штурмовать стриминговые сервисы. Пока получается.

Если искать аналогию «Хрустальному», то вспоминается «Элемент преступления» Ларса фон Триера. Поиск маньяка равно превращение в маньяка. Правда, в «Хрустальном» личность главного героя никуда не исчезает — его порочность, злоба и агрессия изначально рифмуются с качествами искомого. Смирнову чужда любая «нормальность», так что мысленное общение с убийцами ему ближе, чем семейные посиделки.

Сжечь

«Стриптизеры»

Платформа: OKKO

Если вас смешит раздевание мужчины под музыку, если вы ржете, когда актер говорит с акцентом, если шутка «у меня дома шесть голодный рот и большая черная дыра», где «черная дыра» — это теща, вас смешит, то это сериал для вас.

«Стриптизеры» рассказывает о стрип-клубе и Толике — бухгалтере, ставшем стриптизером после измены жены. Благодаря искренности и задушевности герой поражает посетительниц клуба куда сильнее, чем перекачанные мужики в форме пожарников или полицейских. Сюжет и визуальная сторона намекают на простую фабулу и легкость просмотра. Но нет ничего хуже, чем несмешная комедия.

Сериал «Стриптизеры» — максимально безвкусный и несмешной ситком. Это намного хуже, чем «Счастливы вместе», «Солдаты», «Универ» и любой другой комедийный сериал нулевых. Если пытаться разобрать «Стриптизеров» на составные части, то невыносимое чувство стыда, возникающее при просмотре, становится объяснимым.

В сериале есть три паттерна, повторяющиеся раз в две-три минуты:

  1. Голый мужик разделся, а другие мужики немного от этого возбудились.
  2. Толстая женщина прижимает молодого стриптизера к своей огромной груди.
  3. Персонал стрип-клуба говорит с акцентом.

Если вы вдруг заподозрили авторов шедевра в шовинизме, то остановитесь — все объясняется довольно легко. В качестве продюсеров сериала выступили Сарик Андреасян и Гевонд Андреасян — талантливая семья в любой свой проект пихает шутки про акценты, ведь это действительно смешно, угарно и круто. На этом влияние талантливой семьи не заканчивается, ведь музыку писал Арташес Андреасян. Арташес знаменит и любим благодаря фильмам «Защитники», «Что творят мужчины 2», «Ограбление по-американски», а также сериалам «Чикатило», «Нагиев на карантине», «Нагиев на каникулах». Да, Сарик работал над каждым из этих проектов. Просто Сарик — хороший брат, который всегда найдет место в кино для членов своей большой семьи.

А еще Сарик непотопляем, поэтому велик и ужасен. Его «Стриптизеры» по гениальности напоминают книгу «Черные глаза», а пулеметную скорость выплевывания шуток можно сравнить только с «Международной пилорамой». Андреасян снимает отвратительный по качеству «Чикатило», орет на радиоведущих за неправильно названную фамилию, а потом выдает «Ресторан по понятиям» — видимо, ему можно вообще все.

В последние годы российские сериалы перестали восприниматься как дешевые и одинаковые проекты, «Хрустальный» — часть тренда. Однако, на любой «Хрустальный» приходится несколько «Стриптизеров», а на каждого Цекало приходится несколько Андреасянов. KION стартует с мощных проектов, как и Okko в свое время. Остается надеяться, что менеджеры KION не смогут дозвониться до Сарика и будут заказывать сериалы без шуток про акценты и тещу. И другим авторам.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Дмитрий Камышенко
На этой неделе в битве сериалов два претенциозных проекта от гигантов индустрии — Neflix и HBO. Причем оба легко можно сравнить с культовыми шоу последних лет. Что из премьер стоит посмотреть, а что не заслуживает внимания, выяснял Дмитрий Камышенко
На «Сноб» возвращается битва сериалов. На этой неделе в ней участвуют новая (миллионная по счету) версия Шерлока Холмса от Netflix и байопик о легенде соула Арете Франклин от National Geographic. Создатели обоих сериалов идут по накатанной и не придумывают ничего нового: не знаешь, что снять, купи франшизу на Шерлока или расскажи о том, как чернокожая Америка боролась за свои права. Но один сериал получился цельно скроенной историей, а второй, мягко говоря, вышел пародией на самого себя
Премьера первого в России сериала о суррогатном материнстве совпала с новым всплеском новостей на эту тему. Пока создатели проекта из видеосервиса START рассылали приглашения на показ в рамках Московского кинофестиваля, СМИ наперебой цитировали бывшего генерального директора Европейского центра суррогатного материнства, ныне фигуранта дела о торговле детьми Евгения Мельникова, который в списке своих клиентов наряду с Евгением Мироновым и Филиппом Киркоровым назвал спикера Госдумы Вячеслава Володина. Тема суррогатного материнства, особенно в последнее время, сложная, спорная и скандальная, так что сериал об этой проблеме нельзя обойти стороной. Корреспондент «Сноба» Елизавета Папазова побывала на съемках проекта и пообщалась с его создателями