Выставка «Лики / Лица / Морды» исследует метаморфозы портретного жанра во второй половине 20-го и начале 21-го века и приурочена к 90-летию Анатолия Зверева (1931–1986). В 2021 году этот арт-проект показывали в Музее AZ.

Для Мраморного дворца Русского музея создали отдельный дизайн-проект, придумали новые экспозиционные и постановочные решения. В Петербурге Музей AZ представит расширенную экспозицию: в нее войдут портреты и автопортреты Анатолия Зверева, а список художников пополнится тремя яркими именами — Глеб Богомолов, Эдуард Зеленин и Игорь Ворошилов.

В экспозицию вошли лучшие работы художников  Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Михаила Шемякина, Льва Кропивницкого, Марлена Шпиндлера, Бориса Свешникова,  Эдуарда Штейнберга, Леонида Пурыгина, Ивана Лубенникова, Сергея Шутова, Натальи Нестеровой, Леонида Ротаря, Наталии Турновой, Гриши Брускина, Глеба Богомолова, Эдуарда Зеленина и Игоря Ворошилова. Также на выставке будут показаны фотопортреты этих авторов, сделанные Анатолием  Брусиловским и Игорем Пальминым.

Смысловым стержнем выставки ее куратор Полина Лобачевская выбрала «ряд волшебных изменений милого лица». Эти известные строки Афанасия Фета принадлежат жанру интимной лирики. Однако материал экспозиции, наоборот, драматизирует тему портрета.

«Варвары предпочитали изображать Морды — и веселей, и чтобы силы враждебные отпугнуть. Христиане взялись за Лики — ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. В эпоху Возрождения художники достигли вершин мастерства, которое все более и более утверждало величайшее достижение христианской культуры — несомненную ценность человеческой личности, созданной по образу и подобию Господа Бога. И постепенно в изображениях ликов святых стали проступать черты современников и соседей творцов. Главным для великих художников был свет, и свет этот был божественным и превращал Лица в Лики. Но грянул век двадцатый. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды. В литературе и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, "но все же, все же, все же" иногда — в лики. Лики, Лица и Морды посмотрят в глаза друг другу и зрителям в веке двадцать первом», — рассказала Лобачевская.

Директор Музея AZ Наталия Опалева отметила, что возможность создать выставку, посвященную искусству портрета 20-го и 21-го веков в стенах Русского музея, имеет для нее лично, и для музея особое значение: «Русский музей  всегда был для меня главным символом Петербурга и русской культуры в целом, поэтому сейчас и для меня лично, и для нашего музея радость и большая честь показать в Мраморном дворце более 90 работ из коллекции Музея AZ и моего собрания».

Выставка «Лики / Лица / Морды» — хорошее начало для знакомства петербургских зрителей с Музеем АZ, считает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский: «"Лицо" в искусстве шестидесятников и семидесятников предстает и в традиционном "портретном" плане, с акцентом на психологизме, эмоциональном состоянии, и в торжестве гротеска. У выставки "Лики / Лица / Морды" есть своя драматургия, которая, уверен, завладеет вниманием зрителей».

«Мы рады, что именно Государственный Русский музей впервые знакомит петербургского зрителя с Музеем AZ, — говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. —  Сегодня уже вырисовывается масштабная задача, которую в перспективе ставит перед собой музей. Это попытка собственной репрезентации искусства 1960-1980-х годов как целостного явления художественной культуры»

Музей Анатолия Зверева (Музей AZ) был открыт в 2015 году, и за это время успел заслужить репутацию активной, ищущей, современной музейной институции. Музей нацелен не только на собирательство и популяризацию творчества Зверева. Коллекция постоянно обогащается за счет приобретения произведений мастеров, сыгравших важную роль в художественной жизни второй половины ХХ века.

Партнеры: «ЭХО Петербурга», The Art Newspaper Russia, Snob.ru , «Диалог искусств».