«Мода и дизайн»

C-H
Натуральные бальзамы для губ с суперфудами.

Придуманные в Ижевске бальзамы C-H делают из натуральных компонентов: эфирного масла, пчелиного воска, который закупают на частных пасеках, и суперфудов, богатых антиоксидантами. Бальзамы защищают как от холода и ветра, так и от солнца. А еще они популярны у визажистов — их используют, чтобы увлажнить губы перед профессиональным макияжем.

«Наука и технологии»

Николай Андреев
Популяризация математики.

Сотрудник Математического института имени Стеклова Николай Андреев посвятил свою жизнь популяризации математики. На сайте его самого известного проекта «Математические этюды» собраны десятки лекций, роликов и статей, в которых объясняются математические закономерности и модели. В 2022 году Андреев получил премию Международного математического союза — Лилавати (по названию трактата индийского ученого XII века Бхаскары II). Ее вручают раз в четыре года за выдающиеся достижения в популяризации математических знаний в обществе.

«Городская среда»

«Суперметалл»
Офисный кластер из будущего.

«Суперметалл» — эффектный бизнес-центр нового формата рядом со станцией метро «Бауманская». В советские времена на его месте был ЦНИИ черной металлургии им. Бардина с промышленными цехами, который в 90-х приватизировали, и тогда же у места появилось яркое имя — «Суперметалл». Его сохранили и после реконструкции, которая шла в 2019–2021 годах. Интерьер помещений выполнен брутально и с размахом — гигантские зеркала и кадки с растениями, бетон и сталь с искусственным ржавением в отделке, воссозданные по архивным эскизам массивные дубовые двери. К слову, фасад главного Цеха — памятник архитектуры. Здесь может показаться, что ты не в центре Москвы, а в очередном продолжении «Бегущего по лезвию». Общая площадь помещений — 17 тысяч квадратных метров, которые занимают преимущественно офисы компаний из креативной индустрии. Общий первый этаж отдан под бесплатный коворкинг, во дворе расположился ресторан «Радио» от команды Blanc. Там же, во дворе, регулярно проводят вечеринки с танцами до утра, за организацию которых в основном отвечает объединение «Диско-клуб Радуга».

«Эногастрономия»

«Ресторан Champ
Самая богатая винная карта в эпоху санкций.

После запрета поставлять в Россию из Европы алкоголь дороже 300 евро открыть ресторан, делающий акцент на французских винах, кажется невозможным. Однако авторам шампанерии Champ это удалось: вместо крупных брендов игристых, которым сложно обойти санкции, в Champ представлено множество позиций частных виноделен Шампани. Некоторые из них имеют площадь чуть больше 10 гектар и выпускают не больше 100 тысяч бутылок в год. Если до санкций эти редкие вина приходилось искать в разных местах или заказывать за несколько дней на WineStyle, то теперь они собраны в одном месте. Под шампанское в Champ подают французский суп из фазанов, вишисуаз с крабом и крем-брюле из фуа-гра с желе из кваса, который не дает забыть, что вы находитесь не в дегустационном доме на берегу Марны, а на Неглинной улице недалеко от Кремля.

«Путешествия»

Парк «Аргамач»
Археологические путешествия с кешбэком.

«Аргамач» — один из двух парков в России, где непрофессионалов учат археологии. Путешественники проходят в нем практический курс, который повторяет археологическую практику на историческом факультете: их учат правильно копать, не пропуская находок, наносить их на карты и отличать артефакты позднего и раннего Средневековья. Каждый турист получает навыки под руководством опытных археологов и продвигается по уровням: от учебного раскопа, на котором можно копать позднее время, до раскопок на археологических памятниках, самому древнему из которых больше 10 тысяч лет. Обнаруженные в парке находки включаются в исторические реконструкции: русской сторожевой башни, полуземлянки эпохи «бронзы» и жилища бронзового века. В этом году археологические туры впервые получили кешбэк, который возвращает половину от стоимости научного тура.

«Театр»

«Евгений Онегин»
Герой Пушкина и неумолимое время.

Пермская постановка «Евгения Онегина» — двойной дебют: дирижер Михаил Татарников впервые выступил в Пермской опере, а режиссер Владиславс Наставшевс дебютировал на большой музыкальной сцене. До этой премьеры Наставшевс ставил драматические спектакли в Риге, Лондоне и на сцене московского «Гоголь-центра». Классическое либретто, созданное Петром Чайковским и Константином Шиловским по роману Пушкина в 1878 году, не изменено, но акценты режиссер расставил по-новому. Наставшевс, отклоняясь от традиционного прочтения «лирических сцен», называет свою постановку «камерной психологической драмой». Спектакль построен как воспоминания героя, и главным действующим лицом наравне с Онегиным становится неумолимое время.

«Озор»
Любовь и свобода в башкирской деревне.

Режиссер Лиза Бондарь поставила спектакль по рассказу Мамина-Сибиряка «Озорник» о деревенских жителях в башкирской глухомани: так называемых новоселах (переселенцах из Рязанской и Тамбовской губерний) и русских старожилах, их быте, правилах жизни и мировосприятии. Один из старожилов полюбил, на свою беду, замужнюю женщину. Не совершив никакого греха, оба жестоко поплатились за свою любовь. Это печальная история о неумелых, робких чувствах и о жестокой толпе, вершащей самосуд, где на первый план выходят борьба за свободу и противостояние человека и общества. Свобода и возможность ее обретения рассматривается как с женской, так и с мужской точек зрения. Интересно, что постановка состоялась после публичного обсуждения рассказа Мамина-Сибиряка с жителями города Мирный и стала его результатом.

«Музыка»

Жарок и Снежные цепи, «Холодные врата»
Поэтичная и неспешная меланхолия.

Иван Сердюк был вокалистом в красноярской пост-панк-группе «Дом моделей», потом переехал в Санкт-Петербург и в 2017 году запустил проект «Жарок». Один и в коллаборациях с другими исполнителями он играет медленную музыку, которая, с одной стороны, сохраняет очарование популярного недавно советского ретрозвучания 80-х, с другой — производит впечатление вполне современной: это считывается и по электронным вставкам, и по энергетике в целом. «Холодные врата» музыкант записывал вместе с питерским дуэтом «Снежные цепи», который специализируется на эмбиенте, близком к фолку, и это значительно повлияло на звучание альбома. Тексты здесь играют значимую роль. Так, обыденная сцена отъезда от «ветхого дома» превращается в экзистенциальное исследование поломки автомагнитолы. Легко представить, как эти песни звучат на рассвете по дороге домой с шумной вечеринки или, скажем, теплым летним вечером на балконе.

«Креативные пространства»

«На заводе»
Лучший ответ на вопрос «где провести лето в Сысерти».

Креативный кластер в Сысерти вырос на территории одного из старейших уральских заводов, который работал с XVIII века, но обанкротился в нулевых и превратился в заросшие сорняком корпуса с обваливающейся крышей и выбитыми окнами. В 2018 году стартовал проект по спасению завода, признанного памятником архитектуры. Рядом с его развалинами прошла биеннале, началась его реставрация. В начале 2020-х на территории завода стали проводить фестиваль «Лето в Сысерти», который ежегодно посещают больше 20 тысяч человек. В проекте «На заводе» работает арт-резиденция, в которую приезжают архитекторы, художники и дизайнеры, на его территории проводят лекции, экскурсии и показывают спектакли. Этим летом участники резиденции благоустроили набережную реки рядом с заводом, превратив ее в летний кинотеатр под открытым небом. Сезон открылся фильмом об основателе бренда SHU Андрее Кравцове.

«Текст»

Ислам Ханипаев, «Типа я»
Как справиться с потерей матери, когда тебе восемь лет.

Сценарист Ислам Ханипаев написал дебютный роман, отправил его во все издательства и не получил ни одного ответа. После чего отослал рукопись на «Лицей», главную литературную премию для молодых авторов в России, и взял там сразу два приза из четырех — второе место и «Выбор книжных блогеров». «Типа я» написана от лица мечтательного и тонко чувствующего восьмилетнего мальчика из Махачкалы, который потерял мать, сталкивается с буллингом в школе и в итоге придумывает себе воображаемого друга — Крутого Али. Вместе с ним мальчик готовится к тому, чтобы стать «великим воином», и отправляется искать отца парня. История о способе пережить травму перекликается с недавним фильмом Тайки Вайтити «Кролик Джоджо», в котором главный герой — ребенок тоже придумывает себе воображаемого друга, чтобы справиться с потерей отца и сестры, только в кино действие происходит в гитлеровской Германии, а в книге — в российской провинции наших дней. В начале 2022 года «Типа я» вышел в издательстве «Альпина нон-фикшн» и стал одной из семи книг, вошедших в короткий список премии «Нацбест-2022».

Все номинации премии и форма заявки на участие в конкурсе здесь.