Не только IT и нанотехнологии

Серьезный мужчина, эдакий Эйнштейн 2.0, сидящий в белом халате над чертежами, — таким мы чаще всего представляем современного изобретателя. Он создает макет новой космической ракеты, размечает план садов на Марсе или конструирует машину времени — не меньше.

На самом деле работа изобретателей гораздо ближе к обычной земной жизни, чем кажется. Привычные для нас бытовые мелочи в прошлом были кем-то придуманы и прошли все стадии от идеи и создания первого продукта до массового производства. За примерами далеко ходить не надо: пряжки для ремней делают на инновационных станках, морозостойкие яблони получили путем скрещивания нескольких разных сортов, а сковорода с антипригарным покрытием и вовсе продукт едва ли не космических технологий.

И кстати, изобретатель совсем не обязательно должен быть гением с дюжиной ученых степеней. И необязательно — мужчиной.

Актриса Хеди Ламарр в начале XX века запатентовала свое изобретение, позволяющее дистанционно управлять торпедами, и систему секретной связи. Впоследствии эта технология стала основой для создания Wi-Fi. Ада Лавлейс, дочь поэта лорда Байрона и леди Байрон, придумала первый компьютерный алгоритм. Медсестра Мари Ван Бриттан Браун изобрела систему охраны домов. А портниха из Северной Каролины Сара Бун получила патент на гладильную доску в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В своих идеях все эти женщины опирались на собственные ежедневные потребности: кому-то надо было облегчить быт, а кто-то беспокоился о безопасности страны.

Мой бизнес вырос из размышлений о том, что никто не любит стирку. А что, если одежда в дождь просто не будет пачкаться? Что, если создать водо- и грязеотталкивающее покрытие, которое в любую погоду сохранит пальто белым? Идея быстро переросла в бизнес-план, и уже через полтора года мы получили продукт.

Высокие технологии в домашнем хозяйстве

Вот уже девять лет мы с коллегами занимаемся химической инженерией с использованием нанотехнологий. Наш первый продукт — невидимое покрытие для одежды и обуви, без цвета и запаха, которое отталкивает воду, но пропускает воздух. Несмотря на то что изначально мы всего лишь брали за основу и дорабатывали открытые технологии, аналога мы не нашли ни у кого — ни в США, ни в Китае.

Потом у нас появился «жидкий утюг» — средство, которое разглаживает ткань, и состав для сухой чистки, позволяющий очищать ткань без использования воды. И мы продолжаем развивать линейку подобных продуктов: они упрощают жизнь, а следовательно, пользуются спросом.

Как раз такие инновации — самые правильные. Инвесторы часто говорят, что, если продукт слишком инновационный и радикально новый, слишком далекий от привычного человеку образа жизни, скорее всего, потребитель его не поймет и не примет. С чем-то подобным сталкивались создатели первых автомобилей в эпоху лошадей. И напротив, устройство или технология, облегчающие какие-то повседневные бытовые задачи, точно будут востребованы.

Чтобы придумать новый продукт, не обязательно иметь специальное образование — достаточно подметить проблему, которая мешает лично вам, и попытаться ее решить. Примеров много: AR-приложения, помогающие «примерить» кроссовки из онлайн-магазина; сверхлегкие дроны, снимающие красивые видео для соцсетей; домашние 3D-принтеры, печатающие всякую полезную в хозяйстве мелочевку. Как правило, бытовые инновационные продукты можно выпустить на рынок достаточно быстро. И это еще один плюс, ведь инвесторам важны сроки реализации проекта.

Стать изобретателем

В России сегодня создана обширная экосистема для поддержки высокотехнологичного сектора экономики, но направлена она в основном на IT и наукоемкие предприятия. Российские изобретатели пока остаются в тени. Каждый год они подают всего около 35 тысяч заявок на национальные патенты — это в 17 раз меньше аналогичного показателя в США. С Китаем разрыв еще более заметный — там ежегодно подается 1,4 миллиона заявок.

Самая большая проблема российских изобретателей в том, что часто идея есть, а понимания, как ее реализовать, нет. Здесь можно пойти несколькими путями:

  • самостоятельно обращаться к крупным инвесторам и питчить идею либо открыть производство на собственные средства;
  • объединяться в исследовательские сообщества, чтобы искать помощь и поддержку вместе с единомышленниками;
  • обратиться за помощью в специализированные организации.

Кооперация с другими разработчиками мне кажется оптимальным вариантом: она дает возможность получить совет относительно ценности своей идеи и обмениваться опытом. Сегодня научно-техническое сообщество открыто и доступно: можно поучаствовать в одном из отраслевых акселераторов, в какой-нибудь конференции вроде Startup Village или пообщаться с коллегами на профильных онлайн-площадках.

На мировой арене крупнейшей организацией такого формата является Международная федерация ассоциаций изобретателей (ИФИА). За более чем полвека работы она заслужила репутацию непредвзятого и эффективного интеллектуального клуба. В федерацию входят более 200 региональных игроков, в том числе из России, например, инновационный форум In’Hub. Он создан как раз для поддержки творческих инициатив. Туда можно обратиться с самой необычной идеей и получить как минимум экспертное заключение и оценку от профессионалов рынка, а возможно, и помощь в развитии и продвижении. Поскольку создавался форум при участии Минпромторга и компании «Норникель», перспективы коммерциализации могут быть весьма широкими как внутри страны, так и за ее пределами.

На пути к патенту

Напоследок несколько советов начинающему изобретателю:

  • Одна из главных проблем любого технологического предпринимательства в том, что оно не всегда хорошо просчитывается. Задумка может быть очень перспективной, но ее реализация — слишком дорогой. Поэтому важно понимать ограничения своей технологии и ее рентабельность.
  • Даже если в моменте идея выглядит нереализуемой, следует не отказываться от нее, а постоянно следить за рынком и развитием интересующей сферы. Например, тушь, которая удлиняет ресницы: раньше это был скорее маркетинговый ход — сейчас же можно использовать графен, частицы которого будут реально делать ресницы длиннее. Технология производства графена уже достаточно отработана и потому вполне доступна.
  • Основа любого дела — команда. Все ее участники должны дополнять друг друга, это особенно важно на старте. Изобретатель не может создать продукт самостоятельно, ему нужны помощники: кто-то из них силен в ведении бизнеса, кто-то — в рекламе, а кто-то — в управлении. Не стоит пренебрегать и помощью со стороны, некоторые процессы вполне можно отдать на аутсорс.

И самое главное. Чтобы довести задумку до стадии готового продукта, а его — до потребителя, нужно верить в себя и в свою идею. Не надо бояться рассказывать о своей технологии и думать, что ее украдут. Не стоит переживать, что разработку не оценят. Возможно, не сразу, но действительно полезные вещи будут востребованы. Вспомните, ведь когда-то люди стирали одежду в тазу, а бутерброды заворачивали в газету — но кто-то придумал стиральные машины-автоматы и пищевую пленку.