Что мы видим в залах современного искусства? Каждый - что-то своё, возможно труднообъяснимое. Для кого-то абстракционизм – это путешествие в мир сна и фантазии, а кто-то даже в невероятном искажении форм и пропорций находит логическое объяснение. Но есть и те, кто не видит вообще ничего, кроме возмутительного нарушения правил живописи. Но при этом и те, и другие, и третьи задаются вопросом - почему художник намеренно исказил то, что в реальности выглядит совсем иначе?
Когда мы видим картины эпохи Возрождения или рассматриваем полотна импрессионистов, мы оцениваем качество письма, силу таланта и способность отобразить то, что они видят. Мы любуемся гармонией форм и образов или, благодаря сюжету, пополняем знания об образе жизни давно ушедших времен. Полотна художников классической школы с тщательно прописанными деталями одежды, интерьера, украшений, выражений лица в красках рассказывают саму историю мира.
Картины же современных художников, к примеру, сюрреалистов, оценивать невозможно. Их можно только пытаться разгадать или увидеть в них то, что волнует где-то на уровне подсознания. Американский художник Джексон Поллок (1912-1956) расстилал холст на полу и затем поливал, забрызгивал, забрасывал его краской, в результате чего получались самые неожиданные конфигурации. И его картины вызывают у зрителя большой интерес. Значит, публика находит в них что-то близкое и понятное душе. Это близкое и понятное, возможно относится к воспоминаниям раннего детства, а возможно – нет. Никто не сможет дать однозначной оценки увиденного, но каждый будет пытаться разгадать, что хотел сказать автор. Однако, создание таких картин не обдумывается художником заранее. Они возникают импульсивно.
![Джексон Поллок. Ключ](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/f4c94628-a6fa-4b5b-b059-c95802653584.jpg)
Иногда под «современным» искусством понимается абсолютно новое, полностью отрицающее традиции искусство и многие заявляют, что модернизм – это ложное направление. Но на самом деле все не так просто. Искусствоведы считают, что появление абстракционизма было неизбежно.
В XIX веке художники уже не находили удовлетворения в том, чтобы, как прежде, сесть перед натурой и воссоздать ее со всей силой своего мастерства. Им наскучило писать пейзаж, портрет, бытовые сцены или натюрморт. Они жаждали совершить революцию в живописи. И они совершили её. Это были импрессионисты, отбросившие одну за другой академические традиции и создавшие свой метод изображения реальности. Но оказалось, что их приёмы работы тоже требуют соблюдения условностей. Только теперь других, новых.
А можно ли совсем отказаться от правил и условностей?
Ответом на этот вопрос являлось существование примитивной живописи первобытных людей, которые не знали никаких приемов письма, но при этом их творчество излучало необыкновенно мощную экспрессию и простоту исполнения. Первым к изначальным основам искусства, заложенным нашими далёкими предками, обратился Поль Гоген (1848-1903). Его яркие картины Таитянского периода стали предвестником художественной революции, начавшейся в 1905 году с «диких» произведений Анри Матисса (1869-1954), основоположника «фовизма». Тогда же художники обратились к первобытному искусству.
![Поль Гоген. Натюрморт](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/ec40258d-5c7c-45ab-9516-68e63354d9a7.jpg)
В конце XIX - начале XX века стала пользоваться популярностью живопись самоучки - таможенного чиновника Анри Руссо (1844-1910), который вел тихое и незаметное существование где-то на окраине Парижа. Руссо не знал ни академического рисунка, ни методов импрессионизма. Он просто терпеливо и прилежно выписывал каждую травинку и листочек, расцвечивая формы яркими красками. При этом в его неуклюжих на вид картинах была такая первозданная сила и поэтичность, что нельзя было не признать его мастером своего дела.
![Анри Руссо. Экзотический пейзаж с львом и львицей в Африке](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/416ea5dd-c832-4aad-b613-b876f5c34bf0.jpg)
Началась погоня за наивностью. Но стать «примитивным» по желанию невозможно. Это удавалось только тем, кто хорошо знал жизнь простых людей. К примеру, Марк Шагал, приехавший в Париж незадолго до Первой мировой воины из еврейского местечка российской глубинки. Сценки провинциального быта в его живописи действительно проникнуты искренней наивностью народной сказки.
![Марк Шагал. Над городом](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/8c78ad8b-1b60-4234-a915-b12e8256b447.jpg)
Отказываясь от предыдущего опыта импрессионизма, художники постимпрессионисты постоянно искали нечто новое, способное удивить. Чтобы привлечь внимание, они должны были стать изобретателями. Поэтому один за другим возникали новые направления – экспрессионизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, которые подготовили переход к абстракционизму.
Художник абстракционист пытается создать то, чего прежде никогда не существовало и то, что стоит выше обыденности реальной жизни. Как в детстве, когда груда камней или песка превращается в воображении в волшебный замок. Никаких условностей, правил и методов живописи - только то, что художник чувствует.
Многие сюрреалисты творили под впечатлением работ Зигмунда Фрейда, который доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли даже, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству.
В прошлом к изображению фантастических образов, увиденных во сне, прибегали Босх и Гойя, а в XX веке - Сальвадор Дали (1904-1989). В картинах испанца обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает смысл. Как во сне, когда некоторые предметы видятся с абсолютной ясностью, а другие расплываются и осознаются с трудом. Несмотря на искажение пропорций и форм живописи, Сальвадор Дали имеет множество поклонников его творчества. Это означает, что превращение, например, вазы в лицо вызывает у зрителя какие-то ассоциации, чувства, наводит на размышление, хотя это всего лишь обрывок сна автора.
![Сальвадор Дали. Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/4582f588-b71c-41c7-82eb-5a4586120a7f.jpg)
Ярким примером абстрактного искусства является творчество испанца Жоана Миро (1893-1983). В полотнах Миро смешиваются в калейдоскоп рыбы, монстры, глаза быков, звезды, бабочки, части человеческого тела, но от этого беспорядочного движения предметов исходит радостная энергия, нечто земное и в то же время возвышенное, гармония и диссонанс. Он не использует правила и условности письма, но публику притягивает его искусство, даже если в нем нет никакой логики.
![Жоан Миро. Красное солнце](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/09cd2286-1e27-4eac-8126-7202d1165f4b.jpg)
Бельгиец Рене Магритт (1898-1967) обескураживает публику своими надписями на картинах. У него, в отличие от Дали, могут быть четкие образы, точные линии и гармонично подобранные оттенки. Зритель видит изображение, но автор своей надписью сообщает ему, что это не то, что он видит. Так, на его полотне «Вероломство образов», написанном в 1929 году, зритель видит крупное, выписанное с особой тщательностью изображение курительной трубки - блики света, гладкие бока трубки, изящество линий и золотое сияние пояска, который соединяет детали. Предмет занимает все полотно, но вдоль нижней кромки полотна видна надпись, сделанная крупным каллиграфическим почерком: «Это не трубка».
![Рене Магритт. Вероломство образов](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/a93b8423-34c6-443f-bbd8-c5cd194cccbe.jpg)
Подобное творчество служит подтверждением отсутствия желания у художников писать то, что видит глаз. Даже если вы видите на картине трубку, это – не трубка. Своим искусством художники абстракционисты подталкивают зрителя на размышления, на игру, на разгадывание головоломок и загадок. Отказавшись от условностей, традиций и правил живописи, они предложили зрителю свои правила игры и от зрителя зависит, примет он участие в этой игре, или нет.