В самом атмосферном городе мира, Флоренции, я оказалась на исходе зимы и не заметила, как этот город, заполненный до предела произведениями искусства Возрождения, заставил выпасть из реальности Москвы с ее скоростями и суетой.

Фонтан Нептуна на площади Синьории. Фото автора.
Фонтан Нептуна на площади Синьории. Фото автора.

По количеству выставленных на всеобщее обозрение на площадях, улицах и музеях объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Флоренция не имеет себе равных, поэтому в первый же день, окрашенная во все оттенки охры, она смутила, оглушила и повергла в культурный шок. И немудрено. За выделенные на поездку три дня мне хотелось как можно больше увидеть того, ради чего толпы туристов в любое время года наводняют и без того узкие улицы города, рассмотреть поближе и следы резца великого Микеланджело, и тончайшие слои сфумато Леонардо, и мягкую красоту мадонн Рафаэля.

Но, как принято говорить, благими намерениями дорога вымощена в ад. К концу дня после долгого блуждания по залам галереи Уффицы я не только ничего не рассмотрела, но и перестала видеть разницу между Филиппо Липпи, Леонардо да Винчи и Рембрандтом. Мадонны, младенцы и библейские сюжеты слились в одну общую картину под названием «Коллекция семейства Медичи».

Галерея Уффицы. Фото автора.
Галерея Уффицы. Фото автора.

К вечеру, за поеданием цветных шариков джелатто в тени уличного кафе мне стало вдруг понятно: искусство в передозировке, как и все в этом мире, скорее яд, чем лекарство, и смысла в хождении по музеям Флоренции нет. Эмоциональная усталость заставила остановиться и по-иному взглянуть на этот город, превратившийся благодаря семейству Медичи в уникальную сокровищницу эпохи Возрождения. Своим покровительством самая могущественная династия Италии помогла раскрыться таланту пытливых молодых людей, подаривших впоследствии свои шедевры миру.

Похищение Поликсены. Площадь Синьории. Фото автора
Похищение Поликсены. Площадь Синьории. Фото автора

На следующий день с осознанием, что нельзя получить все и сразу, я вышла на Соборную площадь и неожиданно увидела, как красив освещенный утренним солнцем восьмигранный купол собора Санта-Марии-дель-Фьоре. Этот огромный флорентийский купол, построенный Филиппо Брунеллески, являлся для средневековой Европы того времени диковинной новинкой, поскольку все европейские города украшали лишь соборы, устремленные готическими шпилями ввысь. Как построить купол, никто не знал, в том числе и Брунеллески. У него не получалось до тех пор, пока он не отправился в Рим, чтобы разгадать загадку древних римлян, построивших свой купол Пантеона полторы тысячи лет назад. Затем было множество попыток, надежд и разочарований, и вот теперь выстраданный Брунеллески купол ренессансной Флоренции высится над современностью как символ человеческого упорства.

Собор Санта-Марии-дель-Фьоре. Фото автора.
Собор Санта-Марии-дель-Фьоре. Фото автора.
Купол собора Санта-Марии-дель-Фьоре с высоты площади Микеланджело. Фото автора.
Купол собора Санта-Марии-дель-Фьоре с высоты площади Микеланджело. Фото автора.

Никто не сомневается, что недостаточно быть талантливым, чтобы создать нечто великое, но не все знают, какого труда стоят шедевры, которыми мы восхищаемся сегодня. Гигантский «Давид» на площади Синьории, возвышающийся своим мускульным с идеальными пропорциями телом над толпами туристов, создан Микеланджело из поврежденного куска мрамора. Его убеждали, что из этой безнадежно испорченной глыбы ничего не получится, но, закрывшись от всех, в одиночку, с трудом удерживая в онемевших от усталости руках резец и молот, Микеланджело представил вскоре изумленным горожанам великолепного и дерзкого «Давида». Чтобы установить пятиметровую скульптуру на площади перед Старым дворцом (Палаццо Веккьо), понадобилось четыре дня.

"Давид" Микеланджело (копия). Фото автора.

Флоренция заполнена туристами, но, как ни странно, здесь они воспринимаются естественно, как неотъемлемая часть города. Их поток нескончаем, но наслаждаться древностью они не мешают, поскольку сама флорентийская древность предполагает наличие толпы. Нельзя, к примеру, представить самый старый мост Флоренции Понто Веккьо пустынным. На нем и шестьсот лет назад толпились люди, только тогда там находились лавки мясников и кожевенников, а сегодня роскошные бутики ювелиров.

Мост Понто Веккьо с высоты площади Микеланджело. Фото автора.
Мост Понто Веккьо с высоты площади Микеланджело. Фото автора.

Или вот усыпальница семейства Медичи, церковь Сан-Лоренцо, которая и в XV веке находилась в центре людского потока, а сегодня вокруг нее – рыночная площадь. В свое время из-за нехватки денег у потомков Медичи фасад так и остался недостроенным. Возможно, поэтому в окружении лавок с овощами и фруктами церковь выглядит вполне гармонично. Но внутри за этими стенами из грубого необработанного камня в сумеречном свете скрываются известные всему миру прекрасные работы Филиппо Липпо, Микеланджело, Бронзино, Донателло. В этом вся суть Флоренции – стирая грань между историей и сегодняшним днем, она живет в эпохе Возрождения и в XXI веке одновременно.

Интерьер усыпальницы семейства Медичи. Фото автора.
Интерьер усыпальницы семейства Медичи. Фото автора.
Надгробие Данте Алигьери в интерьере усыпальницы Медичи. Фото автора.
Надгробие Данте Алигьери в интерьере усыпальницы Медичи. Фото автора.

В последний день увиденная мною с высоты площади Микеланджело Флоренция с ее красными и умбровыми крышами, куполом Брунеллески, горбатыми мостами через реку Арно заставила вновь восхититься. Через несколько часов мне предстояло покинуть город, а там, внизу, в атмосфере древности и уюта маленьких кафе, наслаждаясь запахами итальянского кофе с корицей и тонких ароматов Gucci, продолжали нескончаемым потоком бродить сбежавшие из мегаполисов люди.