«- Каюсь, что, хоть не по собственной воле, а по принуждению князя Милославского, временно исполнял обязанности царя…»

Пока в московских гостиных обсуждаются возможные кандидатуры нового правительства, мы старые работники культуры судорожно, но четко готовимся к приходу новых команд, а значит к обновленной «раскачке» на предстоящие месяцы.

Опять же, все закономерно, в классическом понимании государство должно обладать способностью к обновлению политической системы, за ней общества, параллельно экономики, тренировать адекватную реакцию на внешние запросы. Конечно, не помешала бы коммуникабельность и чувство компромисса, учета взаимных интересов. Это в идеале, на практике же у нас все более авторитарно.

Похожая ситуация и в бизнесе, при построении отношений с органами государственной власти в России внимание часто смещается с бизнес успехов на политические, репутационные, коммуникативные способности компании.

И это понятно, Россия в своем государственно-политическом развитии принадлежит скорее к восточной традиции государственности, когда происходит сакрализация власти обществом, безусловное принятие большинством ее приоритета и неоспоримости решений. Поэтому и инструменты, методы продвижения интересов со стороны бизнес-сообщества приобрели сугубо интимный характер со смещенным фокусом.

Для подобных целей продвижения, как правило, создаются специализированные департаменты по взаимодействию с органами власти, которые помогают выживать компании в существующих трендах, через вынужденные контакт с органами власти разного уровня.

Основным функционалом GR специалистов для российских компаний можно выделить:

  • Создание благоприятного имиджа на поле политических элит;
  • Создание стабильной атмосферы отношений с профильными органами власти (в том числе и в регионах);
  • Отслеживание новых законопроектов и оценка, как они могут повлиять на бизнес;
  • Решение судебных вопросов и приближающихся к оным;
  • Сопровождение входа на новые рынки.
  • И вот возвращаемся к сегодняшним задачам, у нас существует 10 вице - премьеров, 21 министр, службы от ФСБ до ФТС. Уже понятно, что не сразу, но поменяют многих и уже до лета. Плюс скорее всего будут назначены перевыборы на осень в Государственную думу. Спускаемся ниже, ротация Губернаторов у нас тоже достаточно активная. Расслабиться получается с трудом, все время в напряжении.

    Поэтому, очевидно, что просто связей становится недостаточно, возникает потребность в определённых навыках и быстрой реакции, например:

  • обязательное знание устройства ветвей власти, прав и возможностей профильных органов, процедур рассмотрения обращений и принятия решений;
  • навыки сдержанного и лояльного общения с представителями власти, которые обычно тренируются на полях Государственной думы, Администрации Президента, в общественных комитетах, рабочих группах и т.п.;
  • знание документооборота органов власти, особенно в части законотворчества;
  • знание технологий работа с масс-медиа и соответствующими службами (и не только на уровне знакомых и симпатичных пресс-секретарей);
  • политическая продвинутость, т.е. помимо, например, названий основных фракций, хорошо бы следить и что в мире делается;
  • коммуникабельность и представительный внешний вид (никаких треников, даже если они от Ralph Lauren);
  • знание и понимание сферы деятельности, в которой работает компания (желательно и в том числе  на уровне региональной сетки).
  • Среди прочих факторов, способствующих достижению поставленных перед компанией целей это информатизация. Нельзя не отметить, что развитие информационных технологий в течение последних 20 лет и появление новых видов коммуникации оказывает не менее существенное влияние на процесс взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти. Без сомнения, общий процесс стал более открытым и оперативным. Мессенджеры, социальные сети, даже профильные сайты – дополнительные инструменты, которыми тоже надо уметь пользоваться. Стать «другом» в Фейсбуке профильного министра это еще не успех, а вот чтобы тебя начали узнавать в лицо на общих форумах и заседаниях, здороваться – это уже что-то, для начала решения поставленных задач.

    Но вернемся к нашей основной теме, как в предложенных ротациях и наполеоновских планах - не потерять себя и достичь желаемых рубиконов.

    Во-первых, продолжать отслеживать регуляторные риски, это подразумевает постоянный мониторинг отраслевых новостей, трендов. Далее не ждать, когда позовут, а уже самим под разными предлогами доносить нужную вам информацию до государственных структур. Например, это могут быть необходимые им (особенно в регионах) различные «подарки»: экспертизы, дорожные карты, заключения, семинары, круглые столы. И третье, постоянно поддерживать благоприятный имидж своей компании, товарного знака, проекта. В переходные периоды всегда легче зарекомендовать себя перед новыми людьми, в нужном свете, если за плечами представлен известный, а в сегодняшнем понимании — значит надежный «товар». И неважно как пока обстоят дела на самом деле, главное завладеть вниманием и донести мысль, а дальше уже дело мастерства. Поэтому, общая эрудированность и чувство момента – самые главные ваши помощники.

    Другое дело, что если проект или компания сомнительны, все равно это быстро всплывет, как факт. Но тут уже вам выбирать: хотите вы работать за краткосрочную пустышку и портить себе тем самым репутацию или бороться пусть за что-то более рискованное, но продуманное, хотя бы на теоретическом уровне.

    Перечисленное это только первые шаги, дальше уже индивидуально, тут, к сожалению, как я писала выше, стратегии зависят от персоналий оппонентов.

    А напоследок приведу небольшую историю из жизни, которая может служить хорошим трендовым примером, несмотря на анекдотичность.

    Место действия: суровый северный регион, где женщинам в принципе делать нечего, не то что работать на равных и вести дискуссию. Задача: согласование возможных финансовых условий по строительству спорного объекта. Оппонент: профильный министр, отличающийся определённой самобытностью и не расположенностью к диалогу, особенно с учетом гендерных особенностей. О встрече договориться было нетрудно. А вот понимание, что разговор может не получиться и второго шанса может и не быть – настораживало.

    В просторной приемной нас встретила секретарь почтенного возраста немигающим, с характерным прищуром взглядом. Сам кабинет был типичным по своему стилю, как и хозяин оного сразу дал понять, что московская прописка еще никого тут не спасала, а даже наоборот. Но было одно отличие в обстановке. Помимо двух ожидаемых портретов над столом, чуть ниже висел еще один, но в более дорогой раме и даже с паспарту…., а именно – портрет Николая I.  

    Сразу скажу, данного самодержца, особенно в одноцветном изображении узнать можно было только по крупным эполетам и усам. Не говоря уже о том, что лично моим фаворитом данный державный муж никогда не являлся, особенно с учетом его «подвигов» и не только по отношению к декабристам.

    Но ситуацию надо было спасать, а портрет был шансом. Поэтому, в затянувшейся паузе, выглянув из-за плеч своих коллег, с милой улыбкой, я поинтересовалась чьей кисти столь удачный портрет императора, самого яркого защитника централизации России. Перемены в настроении министра были разительны, мы также успели обсудить заслугу введения военной подготовки («пороть их некому») в гражданских вузах и развитие железнодорожного транспорта. А дальше уже с другим настроениям перешли к «торговле» по нашему проекту и вышли из кабинета с четкими сроками по работе рабочей группы, и возможными неплохим условиями финансирования.

    Забегая вперед, отмечу, что при следующих обсуждениях нас уже встречали чаем, с конфеткой!