Все записи
13:34  /  15.02.20

929просмотров

«Садко» вернулся

+T -
Поделиться:

 В премьере Большого театра- опере Н.Римского-Корсакого "Садко" в постановке Дмитрия Чернякова Садко- не былинный, а реальный, современный человек. Спектакль начинается с того, что три человека говорят о своих желаниях перед тем, как оказаться на своего рода квесте (ролевом тренинге)

в парке развлечений, где они получают возможность реализовать свои желание или страхи. После спектакля мы с группой театралов долго стояли у стен Большого, не в силах разойтись. Аня сказала, что Черняков повторяется, копирует свои приемы. Я никогда не понимала такие упреки режиссерам. Это же нормально, что у мастера есть свои приемы, находки, фишки, пунктики. Он ими владеет, вот и использует. Другое дело- тема, человеческая история. У Дмитрия Чернякова они могут пересекаться, но никогда не повторяются. В "Садко" черняковской темой становится вопрос судьбы и фатальности жизненного сценария, желания и цены за его реализацию, невозможности любви и эмоционального выгорания. Как же это фантастически точно показано. Черняков- уникальный в своем роде психологизатор опер. У многих сегодня возникло желание сравнить "Садко" с недавней премьерой оперы "Сказка о царе Салтане" в том же Большом. Удивляет, что зритель не видит огромную разницу в глубине раскрытия характера музыки через параллельный сюжет, выстроенный Черняковым, где каждый жест, поворот головы, взгляд соответствует музыкальному материалу. Необыкновенный талант "оживлять" и приближать музыку к зрителю. Опера довольно длинная (или долгая?), но при этом ни на минуту не хочется отвести взгляд, сделать передышку. И такое счастье нашему в меру консервативному, но очень эмоциональному зрителю: Дмитрий сделал насыщеннее визуальную составляющую постановки. Мое воображение уже нарисовало разговор в дирекции Большого, где Чернякова уговаривали поставить яркую костюмную постановку, аргументируя это тем, что народ "надо уважить". Знаете, я не из тех, кому нужно в опере, чтобы было красиво, но даже я с восторгом смотрела на пир в морском царстве. Это было фантастически красиво и стильно. К сожалению, будут сравнивать с "Салтаном", но это совершенно несравнимые вещи. В "Салтане" визуальный ряд случайный, а в "Садко"- это культорологическая работа, история русской живописи конца 19- начала 20в. Работы театральных художников, взятые за основу, с большим вкусом вписаны в постановку, и перенесены в костюмы. Просто восторг! Мне в связи с этой работой Чернякова вспоминается спектакль Яна Фабра "Бельгийские правила". Теперь и у нас такое есть. С другой стороны, допускаю, что Дмитрий хотел добавить такой "сочности" и ради усиления драматургии: ведь пир в морском царстве- последнее, что происходит в мире грез Садко, где исполняются его желания, живет страсть, и все возможно. После пира он проснется на грешной земле, с реальным, бледным, отнимающим силы, окружающим миром вокруг. Об исполнителях коротко: они все на месте, все справились и музыкально, и драматически. Аида Гарифуллина- умница. Справилась не только с непростой музыкой Римского-Корсакова, но и создала очень точный и выразительный образ морской царевны. Многие просто в восторге от ее пластического танца, который был исполнен практически на профессиональном уровне. Прекрасная рыбка с золочеными плавниками-крыльями, любящая и жертвенная- такая ее Волхова. Все остальные исполнители все, абсолютно все, хороши. В первом акте чувствовалась небольшая скованность, но потом это прошло. Нажмиддин Мавлянов- герой вечера. Весь спектакль был на сцене, спокойно и уверенно спел свою партию. Как жаль, что следующий сезон его от нас "уведут" зарубежные театры. Но надеюсь, что в "Садко" он выступать все же будет. Потому как просто необходимо сохранить высочайший премьерный уровень постановки. Как образец.