Дети не рассказывают о том, что стали жертвами домашнего насилия. Но у любого действия всегда есть свидетели. И мы нашли этих свидетелей.

1 июня — Международный день защиты детей. И мы в благотворительной организации «Детские деревни SOS» запускаем федеральную кампанию «Говорящие предметы» против домашнего насилия и жестокого обращения с детьми. Мы убеждены: безопасность ребёнка — дело каждого человека.

На странице проекта говорящиепредметы.рф можно увидеть социальные ролики. В них предметы интерьера «рассказывают» реальные истории жестокого обращения с детьми голосами российских знаменитостей. Ожившие предметы сочувствуют детям, но, к сожалению, не могут ничего поделать с этим. И, если уж предметы умеют так переживать, то мы, люди, точно не можем оставаться равнодушными к насилию над детьми. Социальная кампания «Говорящие предметы» создана, чтобы мир обратил внимание на эту проблему.

На дворе стоял 1988 год…

Я был «зеленым первокурсником» биофака МГУ, когда впервые увидел Макса. 16-летний подросток-переросток с курчавой шевелюрой, в бессменной солдатской шинели. Он отличался от нас: было заметно, что не все гладко в его жизни. Но тогда, по молодости, мы не особо уделяли внимание таким деталям. Лишь много лет спустя у меня сложился пазл, но об этом позже. А тогда он, как и я, «волонтерил» в ДОП (Дружине охраны природы биофака МГУ). Только я занимался созданием заказников, а он был «БсБ-шником» (сектор борьбы с браконьерством). В то время никто из нас не думал, что спустя 30+ лет мы снова встретимся и начнем работать вместе над, возможно, самым крутым проектом в нашей жизни.

30+ лет спустя

«Макс, давай сделаем что-то вместе?» - что-то примерно такое я сказал Максу, когда увидел в конце прошлого года его работы. Его прошлогодний кейс для фонда «Обнаженные сердца» собрал 200 млн просмотров и обратил внимание многих миллионов людей на важность инклюзивных подходов в воспитании детей. За годы, что мы не виделись и не общались, Макс стал одним из самых крутых креативщиков в России, был креативным директором нескольких крупных агентств, выиграл десятки престижных премий и наград. И лучше всего ему удается подавать именно социально важные темы. Может, потому что это ему важно на уровне ценностей. А может потому, что ему самому пришлось не просто в детстве.

«Дима, давай сделаем что-то вместе?». А может, первая фраза звучала и так. И именно он предложил мне поработать вместе, узнав, что я являюсь (скромно так) «легендой российского фандрайзинга» и работаю много лет на то, чтобы мир становился лучше.

Если честно, я не помню, кто из нас первым произнес ту фразу. Но сейчас это уже не важно, ибо главное — что получилось в итоге. А в итоге запускаем кампанию такого масштаба, которой у «Детских деревень SOS» не было за все 25 лет работы в России. И я решил рассказать о ней чуть подробней для аудитории «Сноба».

«Каждый ребенок должен расти в семье в окружении любви, уважения и безопасности» - один из основополагающих принципов нашей работы. Работая с кризисными семьями в рамках программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи, мы знаем, что разные формы жестокого обращения с ребенком часто сопровождают семейные кризисы. Опыт переживания ребенком насилия накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь, оказывая отрицательное воздействие на его психику. Важно изменить отношение в обществе к методам воспитания и оградить детей от домашнего насилия. Мы убеждены, что безопасность ребенка — дело каждого человека. Я в этом убежден.

Как донести идею до миллионов?

Мы всегда хотели рассказать людям о проблеме жестокого обращения и методах ее решения. Но как сделать так, чтобы нас услышали? В личной беседе каждый скажет, что да, жестокое обращение с детьми существует, и это не только про синяки под глазом. Это и про эмоциональное насилие, и про игнорирование потребностей ребенка, и многое другое. Но в нашей «бытовухе» это не приходит на ум, тему сложно вытащить на поверхность, чтобы поставить в центр внимания. 

Помочь может креативная подача, чтобы люди обратили внимание на то, что у них находится на пятнадцатом или двадцатом месте в их приоритетах. Мы генерировали разные идеи, и ни одна из них нам не нравилась на 100%. Именно тут, очень вовремя, и появился Максим Колышев. И с этого момента мы, как в театре, стали наблюдать за работой профессионала.

Как рождалась Идея

Когда-то я читал «Огилви о рекламе», где Дэвид Огилви, всемирно известный гуру рекламы рассказывал историю создания рекламы Роллс-Ройса. Я был впечатлен тем, как много времени у него ушло на создание главной идеи. Но результат того стоил. С тех пор на протяжении 20 лет я много общался с рекламщиками и ни разу не видел такого подхода на практике. Все было быстро и механистически: пришлите бриф, давайте встретимся на 40 минут, креативная группа отработала, держите наши предложения. В результате «серые скучные креативы». 

Но в этот раз все было иначе. Мне даже страшно представить, сколько часов Макс потратил на изучение работы организации, на беседы с сотрудниками и подопечными. Мы даже намотали 1700 км за 5 дней, посещая наши программы в Питере, Пскове, Новгороде. Можно сказать, что Максим больше двух месяцев жил нашим проектом.

Макс, как губка, впитывал в себя информацию. Решающую роль в рождении идеи сыграли результаты исследования, проведенные в 2019 году. Из них следует, что около 45% склонны оправдывать и/или применять физическое наказание детей, 68% считают допустимым применять «мягкие» формы физических наказаний, когда подзатыльник и шлепок не рассматриваются как «жестокое обращение» с ребенком. 25% родителей в своей практике прибегали к наказанию ремнем.

Очень часто жестокое обращение с детьми встречается не на улице или в школе, а именно в семье. Модель поведения, освоенная в детстве, воспроизводится затем во всех социальных институтах: школе, армии, работе, в государстве в целом. И передается нашим детям, и затем все повторяется из поколения в поколение. «Меня отец лупил ремнем, я ему очень благодарен и считаю это хорошей школой», или «Я же не бью своего ребенка, а что плохого в том, что он посидит в туалете в темноте и подумает над своим поведением?». Так поступали с нами, так поступали и с нашими родителями. Мы не видим в этом ничего особенного. И мы хотим разорвать этот порочный круг.

Те же исследования показывают, что лучший способ привлечь внимание к теме жестокого обращения — рассказывать реальные истории детей, которые с ним столкнулись. Но есть проблема: дети по разным причинам не рассказывают, что подверглись физическому или эмоциональному насилию.

Но даже в тех случаях, когда жестокое обращение происходит один на один с ребенком, все равно остаются свидетели. И мы нашли таких свидетелей — это вещи, которые окружают детей дома. И… 

«Мы научили предметы говорить, потому что дети об этом молчат»

Ожившие предметы сочувствуют детям, но, к сожалению, не могут ничего поделать с этим. И, если уж предметы умеют так переживать, то мы, люди, точно не можем оставаться равнодушными к насилию над детьми. Социальная кампания «Говорящие предметы» создана, чтобы мир обратил внимание на эту проблему.Увидеть ролики можно на специальной странице проекта — говорящиепредметы.рф.

В основе — реальные истории детей, с которыми работали наши специалисты. Именно такие истории мы собирали в поездке по нашим региональным программам. Кто-то из детей столкнулся с насилием в своей «прошлой жизни», приведшей к сиротству. Кто-то переживает его сейчас, и еще есть шансы решить эту проблему в родной семье.

«Когда дверь шкафа резко открывается, жизнь на мгновение замирает. Артём ненадолго задерживает дыхание, чтобы не выдать себя, и эти несколько секунд кажутся бесконечными. Нет, он не играет в прятки, он прячется от своего отца, который вернулся с работы. И Артём не понимает — радоваться этому или нет».

12 минутных видео-историй, рассказанных от лица 12 предметов — свидетелей жестокого обращения. 12 звездных участников, голосами которых предметы говорят. Я очень рад, что участники-звезды разделяют нашу точку зрения практически полностью. Среди тех, к кому мы обращались, не было ни одного человека, кто не поддержал бы нашу идею. Некоторые из участников кампании сами говорили, что все идет из детства, и что начинать надо с себя.

В нашей кампании приняли участие всем хорошо известные и уважаемые люди: актеры и кинокритики. Сейчас это: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Антон Долин, Максим Виторган, Алексей Кортнев, Тутта Ларсен, Нонна Гришаева, Александр Незлобин, Никита Кукушкин, Денис Косяков, Мурад и Наталья Османн. Среди наших участников оказались и те, кто представляет другие благотворительные фонды, но они все равно согласились выступить в нашей кампании, потому что эта тема масштабней, чем работа отдельного фонда.

Помимо тех, кто снимался, есть еще огромное количество людей, кто помогает нам в продвижении проекта. Один из способов помочь нам — это сделать так, чтобы как можно больше людей увидели бы эти ролики. Надеюсь, что нас в этом поддержат все, кто узнает об акции: сделают репосты, разместят посты у себя в социальных сетях. Мы готовы рассказать более подробно о проекте и проблеме. Готовы дать любое интервью от наших экспертов, чтобы еще раз поднять эту тему. Нам хочется, чтобы над идеями ненасильственного воспитания задумались миллионы людей.

Про серую зону

Все отлично понимают, что сломать руку ребенку или подвергнуть его сексуальному насилию — это уголовное преступление, и так делать нельзя. Это «красная зона». А поставить в угол? Пусть постоит, подумает над своим поведением. Тут начинаются «полутона». А как поставить: лицом или спиной, с кубиком-рубика или нет, разрешить разговаривать или пусть молчит. Каждый родитель понимает, что совсем избежать наказаний сложно. Любые взаимодействия между людьми рассматриваются нами через систему кнута и пряника. Но где провести границу, что есть воспитание, а что насилие?

Специалисты выделяют четыре основных формы жесткого обращения: это физическое насилие, сексуальное, эмоциональное и пренебрежение потребностями ребенка. В нашей кампании мы собрали истории, иллюстрирующие все эти формы.

Когда девочка пробует использовать мамину косметику и получает замечание от члена семьи, что теперь она выглядит «как обезьяна» — многим такое отношение родителей покажется оправданным. Выставить ребенка за дверь в пижаме, чтобы он подумал над своим поведением — что в этом такого? 

Мы верим, что люди, посмотревшие наши ролики, задумаются над тем, правильно ли они поступают со своими детьми. Когда мы собирали материал, то и сами ловили себя на мысли, что было бы здорово, чтобы кто-нибудь в свое время обратил бы наше внимание на проблему, и тогда мы во многом поступали бы иначе и по отношению к собственным детям.

Что дальше?

Конечно, всех людей изменить нельзя. Все в нас заложено с детства, и не каждый способен это осознать и изменить. Поэтому так важно формирование правильного отношения к воспитанию сразу в тот период времени. 

Я уверен, что наша целевая аудитория — это десятки миллионов человек, которые просто не задумываются о таких вещах. И нам нужно привлечь их внимание и что-то изменить. На мой взгляд, если хотя бы в отношении одного ребенка что-то поменяется, и в его семье станет немножко теплее, мы старались не зря. Это больше, чем бездействие. Кампания, в первую очередь, про то, что каждый может начать с себя. 

А для тех, кто хочет помочь — любые формы помощи нашей организации есть на нашем сайте «Детские деревни SOS».

*  Максим Колышев — автор идеи и режиссер, креативный директор рекламного агентства социально ориентированного маркетинга Kolyshev C&D, финалист Каннских львов в самой престижной номинации Film lion в качестве сценариста и режиссера, обладатель нескольких Grand Prix и сотни наград на международных фестивалях рекламы.