Я недавно наткнулся на пост, который расшарили десятки людей в моей ленте. С воодушевлением расшарили. На нем была африканская женщина с автоматом на перевес и маленьким ребенком под рукой, который пил молоко из её груди. И под фотографией был текст, который нельзя охарактеризовать иначе, как материнский-фашизм. Серьезно. Там мрак. «Мать – это всё». «Только мать!». «За своего ребенка не стыдно перегрызть глотку». И риторика в духе лучших речей пропаганды, когда берется единичный случай и под него подводится обобщающая черта. 

Сталкивались с подобным? Таких постов сотни. А аккаунтов, прославляющих материнство миллионы. Это теперь модно: «быть матерью». Алина Иванова. Жена, мать Гриши. 3 года. И весь аккаунт в фотографиях Гриши в семейно-бытовых сценах. А еще есть форумы, сообщества. «Одноклассники», в конце концов. Современный интернет полон «мамашества». И это нехорошо.

Это ведь passive-aggressive чистой воды. А иногда, как в случае с заглавным постом – чистый «агрессив». За любовью к ребенку скрывается ненависть к родственникам, врачам, мужчинам, чайлдфри, геям. Ненависть ко всему, что не укладывается в плоский мирок взаимоотношений «мать-маленький ребенок». Женщина с отчаяньем встает на защиту рубежа, который сама же искусственно и создает.

Но ведь это материнство. Рождение ребенка. Это прекрасно. Нужно радоваться и продвигать любовь. А выходит обратное. Выходит игра в самореализацию через материнство. Зацикливание на узкопрофильной гендерной роли «быть матерью», которая принимает острорадикальную форму.

Врачи у них калечат. Вакцины созданы, чтобы убивать. Советы родственников априори не могут быть правильными и полезными, ведь они не способны ощутить эту мистическую связь «мать-ребенок». По этой же причине, отец никогда не почувствует то же, что и мать. Женщина, у которой нет детей или которая смеет не посвящать своему ребенку все свое время – бессмысленно проживает свою жизнь. И так далее. «Я хочу воспитать в своем ребенке только светлое, но прогрызу горло всем, кого я считаю не правым».

И ключевой момент здесь: «я считаю». Оно, благодаря Интернету, превращается в коллективное «мы считаем». И всё, до свидания адекватность. Взять борьбу молодых мам с врачами, которые только и хотят, что угробить их чадо. Ведь «они считают», что все эти анализы, узи, МРТ – никогда не расскажут того, что знает о своем ребенке мать, которая его родила. Никогда никакая диагностика не будет лучше природного предчувствия матерей. Мамаши с жадностью пересказывают друг другу случаи врачебных просчетов и откровенных ошибок. «Вот они изверги. Им нельзя доверять! У моего было «то-то» и я сразу это определила. А они залечили его до «того-то» и теперь мы больше ни ногой в больницы». Знакомо? Более чем. Любой просчет в диагностике или просто запутанный случай воспринимаются не как погрешность, которая и так минимальна в XXI веке, а как полновесная тенденция: врачи – зло. Они и роды принять толком не могут, поэтому лучше дома с мужем. Он ведь если, что и реанимацию сделает. Они и вакцины только ради денег запускают (на самом деле же, всех этих болезней и нет, и вплоть до СПИДа все выдумано). Такой medicine-denialism. Врач-диссидентство.

И это плохо. Это отвратительно. Это должны быть единичные случаи, а не целые сообщества матерей-фанатиков. Я был на этих форумах. Там мракобесие. Многие из них, например, отрицают существование вирусов и бактерий. Они целуют своих детей, будучи больными простудой или гриппом, и говорят, что «материнский поцелуй никогда не заразит родного ребенка». Никогда, вы понимаете? Ни при каких обстоятельствах. Этим фанатичкам лучше даже не начинать открывать для себя современную генетику. Все эти «большая часть предрасположенностей передается по наследству» и так далее. У них же НИКОГДА мать не передаст своему ребенку то, что может ему навредить. Она же любит его. А хромосомы, ДНК – это выдумки. Главное же любовь. Она и от рака убережет, и от всего остального.

Но ведь можно иначе. Можно любить и быть адекватным. Можно осознавать, что любовь – это, в том числе, понимание всех этих «наследственность генов» и «бактерии-вирусы». Любовь - это желание предостеречь. Выстроить жизнь своего ребенка в соответствии с современными научно-доказанным вещами. Знаете, какая любовь лучше всего побеждает болезни и делает детей счастливыми? Та, которая еще до рождения ребенка позаботилась о доступе молодой семьи к современной медицине. Та, которая заработала денег и обеспечила ребенка нормальной экологией, здоровым питанием и активным образом жизни. Вот это крутая любовь, а не беспечность, завернутая в обертку мистического дара любви матери. Вот это по-настоящему сложно и ответственно.

И, мне кажется, это и есть часть противопоставления. Эти расслабленные современные матери, которые доверяют своих детей проверенным няням и лечат их в хороших семейных клиниках. У которых есть время на себя, есть время на хороший отдых, есть время на карьеру, на мужей, любовников. Они словно не тратят на детей «всю свою жизнь», но при этом их дети счастливы и здоровы. Они нормально переживают роды, постродовые депрессии, они не теряют фигуру, они финансово раскрепощены и так далее. И против этих современных матерей стоит целая армия загнанных постсовестким бытом мамаш. Для них ребенок - «вся моя жизнь» ровно потому, что кроме ребенка жизни и нет. Нет фигуры и возможности её подтянуть. Нет успешного мужа, который выстраивает вокруг молодой семьи финансово благополучную среду. Нет и расслабленных родственников, которые озабоченны своей личной успешной жизнью и не лезут в чужую семью. Нет карьеры, к которой тянет вернуться уже в первый год после рождения ребенка. Нет ничего современного. Есть молодой муж, который боится ответственности за ребенка и скрывает это за нарочитым равнодушием. Есть родственники, смысл жизни которых лезть с советами и «опытом». Есть желание превратиться в домохозяйку, оправдывая это «естественный ролью женщины», хотя, на самом деле, личная реализация внутри семьи в XXI веке почти невозможна. Есть этот вечный конфликт двух миров: того, как хотелось бы, и того, с чем приходиться смиряться и защищать, чтобы хоть немного чувствовать себя счастливыми.  

В этом же суть всех этих «расшариваний» фоток своих детей – чувствовать, что твоя жизнь имеет смысл. Важность ребенка гиперболизируется ровно до таких размеров, чтобы заслонить ими всю пустоту жизни без него. Отсюда эта «кружковость», которая граничит с сектантством.

И это окей. Пусть будет. Кто-то сам по себе или вынужденно, но выбирает для себя роль радикальной матери и домохозяйки. Это нормально. Никто это не пытается отнять. Но не должно же быть этого фашизма: «Только мать!». «Смысл жизни КАЖДОЙ женщины – ребенок». И так далее.

Почему, если у тебя есть ребенок, если ты с ним счастлива и хочешь ему счастья – тебя волнуют женщины, которые решили не иметь детей, а строить карьеру и путешествовать. Почему, внутри семьи ты проводишь черту между матерью и отцом? Почему, ты считаешь, что ты имеешь право говорить за своего ребенка, когда называешь себя априори главным человеком в его жизни?

Всегда должна быть альтернатива. Всегда есть разность мнений. Это современность, мы тут все разные. Ребенок XXI века, который на всех этих фоточках – это уже совсем иной человек, нежели даже мы, молодое поколение новой России. И нужно начинать уважать его право на современную жизнь. Личное пространство.

Вот у меня тоже было детство, но я его не помню. И мне негде это подсмотреть, кроме пары десятков чёрно-белых фотографий. Но главное, что все это не лежит в открытом доступе и ни мои коллеги, ни мои подруги, никто не может просто так взять и найти мою фотографию с глупым кокошником на голове. Я не хочу этого. Мне не стыдно, просто мне важно, что мои детские воспоминания – это моя личная история с родителями и ближайшими родственниками. Это фактор интимности. Фактор личного пространства, которого и так очень мало в XXI веке.

Я не призываю бросить выкладывать своих детей в социальные сети. Я просто озвучиваю одно из отношений к этому моменту. Это то, чему нам в России нужно научиться: слышать разные мнения и жить с ними. Весь этот пост об этом – давайте озвучим еще одно мнение на этот счет. Давайте произнесем вслух, что врачи – это хорошо, а «перегрызть глотку за своего ребенка» - это звучит нехорошо. Все мы дорожим своими близкими и сделаем многое для них, но не агрессией, а созиданием. Каждодневными усилиями. Ведь, наверное, лучше не допустить для своих близких ситуации, когда нужно «грызть кому-то горло». Наверное, ведь, «грызть кому-то горло» - это крайность. Да, пафосная крайность – «я убью за сына». Но, а кто не убьёт?

Последнее время нам тяжело понимать друг друга. Всем нам. Мамашам и не мамашам. Либералам и государственникам. Такова наша данность сейчас: мы разобщены и озлобленны. Но мы должны заставлять себя слушать друг друга. Приучать себя к осознанию того, что рядом с нами живут разные люди. Мы должны уважать их. Я не имею ввиду обесцененную пропагандой «толерантность». Я имею ввиду банальную воспитанность.