Творчество Романа Мокрова неотделимо от его биографии: в его объектив попадают прежде всего друзья и родственники, а годы работы свадебным фотографом позволили ему собрать уникальный документальный материал о жизни страны и всем прекрасном 2010-х. Чудачества, расцвечивающие серые бессобытийные будни, алогизмы в трюизмах и молодежный задор как верное средство от гнетущих мыслей — вот ставший характерным для проектов Мокрова набор ингредиентов. Однако в последние несколько лет круг тем и интонации работ художника претерпели определенную трансформацию. Отчасти, возможно, сказался опыт пандемии, сузивший круг социальных контактов и способствовавший перенастраиванию оптики на длительное созерцание. Так, например, возник цикл фото и видео, посвященных «Пятёрочке» (вид из окна спальни художника), вокруг которой оказалась построена вся жизнь близлежащих домов. «Как храм. Надо отдать ей должные почести. Я буду снимать ее со всех сторон», — записывает в своем «дневнике наблюдения» художник. Созерцательное настроение также проявляется в фиксации в разное время года и в разные погодные условия типовых детских площадок и вида сверху на внутренний двор многоквартирного дома. На круге тем и характере их подачи Мокровым очевидно сказался и его опыт отцовства: тот же двор дома вместе со всеми его обитателями теперь воспринимается не просто как примета места и времени, антураж к сценическому образу художника как «пацана на районе», но как некая формирующая индивидуума среда, провоцирующая вопросы об ответственности и грядущих перспективах. К прежней иронии и одновременно искренней симпатии художника к обитателям панелек и их быту добавляется и явно критическая позиция в отношении текущего «благоустройства», и грустно-ироничная фантазия по озеленению бетонных коробок.

Маша Обухова: Каждый из нас наверняка может вспомнить вопрос из детства «с какого ты двора», означавший далеко не дружелюбие, а скорее говоривший о разделении на группы по территориальному признаку. Деление на «своих» и «чужих» в этой среде так же естественно, как если бы ты попал в другую страну без паспорта.

Двор порождает свою мифологию, свои обычаи, легенды, футбольную команду, новостное информбюро в виде бабушек на лавочке и зорких мам в окнах, чьим детям пора обедать, а жителям двора узнать об этом. Во дворе все знают, какой ковер у тети Люси с пятого этажа, а также у бабы Мани из соседнего дома – все привыкли сушить белье во дворе и на балконе, и какие могут быть секреты, если все видели твое постельное белье в цветочек и ковер с тигром. Во дворе почти сходят на нет границы между частным и общественным.

Фотоинсталляция Романа Мокрова приглашает нас немного заглянуть внутрь такого мира. Нас встречают стражи двора и благосклонно позволяют подглядеть, какие ковры пользуются популярностью у жителей этого мира и где же там затесалась «Пятёрочка». Мы словно начинаем видеть все глазами, полными любви и ностальгии по детству, где можно было пуститься в путешествие особенно никуда и не уходя. Застывшие во времени и пространстве, словно в диораме, люди, скамейки, деревья, самодельные футбольные ворота, детские площадки – все это околдовывает нас обещаниями безопасности и легкости бытия «как в детстве», но оказывается лишь миражами, декорациями, спекулирующими нашим чувством ностальгии и желанием спрятаться «в домик». Это микросообщество оказывается маленькой моделью, макетом большого мира, где есть и свои и чужие, и ваши и наши, и гулять в чужом дворе опасно для здоровья.

Открытием мини-выставки Романа Мокрова музей продолжает свою деятельность по работе в поле актуального искусства и по знакомству с ним своей аудитории. Проект «Свой дом» возник в диалоге с двумя другими выставками лета 2022 года — ретроспективой Семёна Файбисовича «Разгуляй. Прощание» и фотовыставкой «Чувство дома». В первом случае родство между выставками едва ли не генетическое: как художник Мокров наследует Файбисовичу во въедливости взгляда на привычные вещи и эстетизации происходящего у себя буквально под носом — во дворе собственного дома, одного из десятков тысяч аналогичных типовых сооружений по всей стране. Эмоциональная же связь с местом, которое человек называет своим домом (даже перестав жить в Электроуглях, Роман Мокров продолжает считать себя электроуглинцем), — центральная тема запланированной на вторую половину лета выставки «Чувство дома».

Биография Роман Мокров — фотограф и медиахудожник. Родился в 1986 году в городе Электроугли (Московская область). В 2010 году окончил Московский государственный областной университет (магистр психологии), в 2011-м — Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства (MMOMA) и Институт проблем современного искусства (ICA Moscow). В 2012 году с работой «Бесконечная история» вошел в число финалистов и получил специальную премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». Номинант премии Кандинского («Молодой художник. Проект года», 2012, 2016) и премии журнала «Сноб» «Сделано в России» (2014).  Лауреат премии Сергея Курёхина («Лучший медиа-объект», 2014). Резидент ЦСИ «Заря» (Владивосток, 2016), мастерских «Гаража» (2019). Персональные выставки: «Немосква» (2012, Московский музей современного искусства), «Судьба человека» (2012, галерея «Триумф», Москва), «Защитные экраны» (2013, галерея Nina Due, Милан), «Пастораль» (2013, ЦВЗ «Манеж», Москва), «Спрячь в ладонь новорожденный огонь» (2014, Московский музей современного искусства). Также участвовал в ряде групповых выставок в ГЦСИ, ЦДХ, ММСИ, Манеже, Государственной Третьяковской галерее и других.

Работы Романа Мокрова находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства (MMOMA), Газпромбанка, фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и частных коллекциях. Живет и работает в Москве и городе Электроугли.

Выставка проходит в Еврейском музее и центре толерантности до 21.08.2022