Название этой лекции, вводной к программе «Авангарды. Вечное изобретение кино», восходит к изданной в 1929 году книге Юрия Николаевича Тынянова «Архаисты и новаторы». Замечательный писатель показал в ней, в частности, что так называемая «борьба архаистов и новаторов» в русской литературе XVIII — начала XIX веков не столь проста, как кажется, и что «младоархаисты» (Тютчев, Кюхельбеккер, иногда и сам Пушкин), возрождая кое-что из прошлого, готовили будущее развитие словесности. Книга должна была называться «Архаисты-новаторы», но издатели, испугавшись парадокса, вместо связующего дефиса вставили разделительное «и». 

Парадокс новаторства в искусстве, побеждающего при опоре на «архаику», ярко проявился в творчестве Сергея Михайловича Эйзенштейна, чье 125-летие отмечается 22 января 2023 года. Начав свой творческий путь как один из самых радикальных авангардистов театра и кино, он еще при жизни стал одним из всемирно признанных классиков не только кино, но и вообще искусства ХХ века. Довольно рано было отмечено, что самые дерзкие новации в постановках Эйзенштейна не просто бросали вызов общепринятым «нормам». Режиссер возвращал в современность некоторые старые, даже древние принципы искусства, обращаясь к опыту античности и Средневековья, не только Европы, но и Китая, Японии, доколумбовой Мексики. Он смело монтировал «архаические» традиции с новейшими тенденциями, сопрягая «высокие» жанры и стили с «низкими»: цирком, итальянской комедией масок, русским раешником…

На лекции мы попробуем показать это на двух примерах: на первом самостоятельном спектакле Эйзенштейна — «монтаже аттракционов» по комедии Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (кстати, в мае этого года исполнится ровно 100 лет со времени его премьеры) и на его кинодебюте «Стачка» (1924).

Лектор — Наум Ихильевич Клейман, киновед, историк кино, автор многочисленных статей по теории и истории киноискусства, один из крупнейших специалистов по творчеству Сергея Эйзенштейна.

Возраст: 16+

Продолжительность: 2,5 часа

Регистрация