Мэрилин и Нью-Йоркская подземка. Кадр со съёмок фильма
Мэрилин и Нью-Йоркская подземка. Кадр со съёмок фильма "Зуд седьмого года"

 Изображение Мэрилин Монро на 52-ой улице Манхэттэна, когда поток воздуха из решётки вентиляционной системы Нью-Йоркского метро раздувает юбку её белого платья, часто называют "иконой ХХ века". И хотя точной статистики нет, говорят, что по количеству репродукций оно уступает только сто-долларовой банкноте. А “изображение” потому, что это - не фотографический снимок, а вырезанный из фильма кадр. 

Как-то так получилось, что в этом мгновении выразилась вся Монро - не обычная земная женщина, а ангел, готовый в любую минуту оторваться от земли и, подхваченный теплыми воздушными потоками, исчезнуть в небесной дали. Потому и икона.

Создатели иконы - кинооператор фильма "Зуд седьмого года” Мильтон Краснер и режиссер Билли Уайлдер. О Краснере известно немногое - проработал в Голивуде почти 50 лет, был очень талантлив и всеми любим, однажды получил Оскара, и в конце карьеры был приглашен режиссером Билли Уайлдером работать на ленте с Монро.  

Уайлдер, напротив, широко известен. Один из крупнейших деятелей мирового кино, снял 60 картин и получил семь Оскаров. Жители Нью-Йорка всегда знали об этой игре воздушных струй Нью-Йоркой подземки - свободные воздушные потоки, приводимые в движение проносящимися поездами, полетав по туннелям, с силой вырываются наружу через вентиляционные люки. Уайлдер был первым, кто придумал использовать эти потоки в качестве объекта искусства. Не прошло и 50-ти лет, как его идея, принесшая огромный успех всем участникам фильма, получила неожиданное развитие: в Нью-йорке родился особый вид скульптуры - аэромэны, танцующие фигуры, приводимые в движение вырывающимся из люков воздухом. Первые такие фигуры делались из черных пластиковых мешков для мусора. Сейчас это успешный бизнес, вышедший далеко за пределы Нью-Йорка.

В создании этого иконического изображения огромную роль сыграли и другие со-участники, без которых "картинка" бы не сложилась. Главный соучастник - это платье Монро, воплощенная нежно-белая элегантность. Его создатель - Голливудский дизайнер Вильям Трэвилла.

Конструируя свой шедевр, он почерпнул вдохновение в благородной простоте классической греческой туники с ее мягкими складками. Трэвилла работал с Мэрилин на восьми картинах. Очевидно, актрису и костюмера связывали особые отношения. Сохранилась её записка: "Дорогой Вилли, одевай меня всегда. Я люблю тебя, Мэрилин". Любовь Трэвиллы к Мэрилин была настолько сильна, что он так и не смог простить миру ее смерти.  Трэвилла покинул Голливуд, удалился в свое имение в Англии и, погрузившись в безмерную печаль, навсегда запер за собой дверь. С собой он забрал все платья Мэрилин. В то время, как студия распродавала имущество актрисы с молотка, наживаясь на ее смерти, как наживалась и на ее жизни, Трэвилла, словно желая наказать мир, укрыл платья актрисы от любопытных глаз. Всю жизнь он держал драгоценность в секрете, тем самым невольно провоцируя любопытство. Эти платья получили название "потерянная коллекция". После смерти Трэвиллы все они были проданы с молотка. Оказалось, что инвестиция в одно её платье приносит 200% в год! Белое платье ушло за пять с половиной миллионов долларов. Новый владелец, как всегда в таких случаях, пожелал остаться неизвестным.

Вот уже десятки дет эпизод с улетающим платьем служит объектом пародий и подражаний, перечислять которые пожалуй нет смысла. В большинстве случаев все это отвратительный банальный "Его Величество КИТЧ". Скульптор Сьюард Джонсон переплюнул всех, повторив эпизод в виде 10-метровой бронзовой статуи. Сомнительный "шедевр" называется "Мэрилин навсегда" и был выставлен сначала в Чикаго, а затем перемещен в Пальм Спрингс в Калифорнии. Конечно, автором скульптуры двигали самые лучшие побуждения - передать свою огроооомную любовь к актрисе. Но он явно перестарался. Статуя трижды подвергалась вандализму - неизвестные распыляли красную краску на ногах Мэрилин. Среди туристов - как мужчин так и женщин- распространилась странная мода лизать её ноги. В результате журналисты признали, что гигантская Мэрилин "обладает способностью вызывать самое плохое и низменное в каждом из нас."

И это очень печально. Ведь живая Мэрилин обладала способностью вызывать только самое хорошее. Открытая, легкая, словно дивный цветок, доверчиво раскрывшийся миру, она обладала волшебной силой, способной оживлять предметы и одухотворять людей. Именно такой образ Мэрилин создала исполнительница её роли в фильма "Блондинка" Ана де Армас: восхитительная улыбка, легкое движение - и вот уже все ожило и наполнилось глубоким смыслом.  

Удивительным для российского (и не только) зрителя стал эпизод фильма, где босс студии насилует Мэрилин. В официальной биографии актрисы этот факт, как правило, умалчивается. Или, если и упоминается, то акцент делается на предположении о взаимной влюблённости актрисы и киномагната. Меж тем, похоже, что авторы фильма говорят правду. Человек по имени Joseph Michael Schenck (Джозеф Шенк) действительно в 1934 году основал (вместе с Деррилом Зануком) компанию «20th Century Pictures», которая затем объединилась с Fox Film Corporation в 1935 году, образовав корпорацию 20th Century Fox. Мистер Джозеф Шенк стал её первым президентом, сделавшись одним из самых влиятельных людей в кинобизнесе. В том числе, он действительно сыграл важнейшую роль в превращении скромной фотомодели Нормы Джин в мировую кинозвезду. В эти же годы его родной брат мистер Николас Шенк хозяйничал в соседней киностудии MGM. Всё это так. Только настоящие, полученные этими голливудскими киномагнатами при рождении имена были вовсе не Джозеф Шенк и Николас Шенк, а Иосиф Михайлович и Николай Михайлович Шейнкер. И родились и выросли эти двое в городке Рыбинск Ярославской области. Родным языком их был русский.

Так вот, кому мир на самом деле обязан появлением иконы?! 

 Joseph Michael Schenck (Джозеф Шенк)
 Joseph Michael Schenck (Джозеф Шенк)

Была ли Мэрилин влюблена в этого человека? В фильме вопрос не обсуждается вслух. Но ответ невольно приходит, когда  видишь полные страдания глаза Аны де Армас в сцене, предшествовавшей "кастингу" в кабинете босса. Да, пожалуй, правы те российские критики, которые посчитали "Блондинку" фильмом скорее о ненависти, чем о любви. Вот только, почему это плохо? Блестящая работа сценариста и режиссёра фильма Эндрю Доминика в сочетании с потрясающей игрой де Армас вызывают огромный интерес к фильму во всём мире. Может, час выставить окончательную оценку их работе ещё не настал? Давайте подождём, дадим нашим впечатлениям отстоятся. А там посмотрим - ведь, в конце концов, как неожиданно выяснилось, Мэрилин нам отнюдь не чужая!