ПАРИЖ: ДВЕ ОПЕРЫ, ДВЕ СЦЕНЫ, ОДИН ТЕАТР

В Париже до 1989 года был театр, который назывался

«ОперА», он располагался в роскошном здании

построенном архитектором Гарнье в середине 19 века.

Не надо было объяснять куда идем, достаточно было

сказать «идем в оперА», и все всё понимали. Однако в

80е годы 20 века стало ясно, что одного здания с залом

на 1900 мест – мало. Число любителей оперы росло, да

и население Парижа увеличилось в несколько раз.

Поэтому президент Миттеран принял решение

построить еще одно оперное здание, на месте вокзала

на площади Бастилии. И в 1989 году такое здание

открылось, огромное здание, сзалом на 2.700 мест, это

самый большой театральный зал в Париже. (замечу

сразу что это не самый большой в мире театр. В

Метрополитен опере в Нью-Йорке 3500 мест.).

Таким образом в Париже теперь два». оперных театра:

«ОперА Гарнье» и «ОперА Бастий. А организация

одна. И называется она «Парижская Национальная

Опера» ( Paris National Opera).

***

Нам повезло – за два дня мы увидели два

замечательных оперных спектакля, которые шли

подряд в обоих залах.

Сначала оперу Пуччини «Тоска» в театре Бастий, а на

следующий день - оперу Россини «Золушка» в театре

Гарнье.

Оба спектакля были примечательными.

«Тоска» была фактически дебютом суперзвезды

сегодняшней международной музыкальной сцены

Густаво Дудамеля в качестве главного дирижера.

Нет, конечно он дирижировал в этом театре и раньше.

Его дебют состоялся в 2017 году, когда он

продирижировал новой постановкой оперы «Богема», и

буквально сразил наповал всех меломанов мира, его

интерпретация музыки Пуччини оказалась новаторской

и необычной.

И через 4 года ему было предложено стать

художественным руководителем Парижской

Национальной Оперы.

Нельзя тут не сказать, что Дудамель известен всем как

фактически создатель нового оркестра Филармонии

Лос-Анжелеса, после его прихода в этот оркестр в

2009 году (ему было тогда только 27 лет) этот оркестр

зазвучал совсем по-другому, и строгая газета Нью-

Йорк Таймс назвала этот оркестр «лучшим оркестром

мира».

Как оперный дирижер он известен гораздо меньше,

хотя ему приходилось дирижировать и в Ла Скала, и в

Метрополитен опере, в Вене и в Берлине. Но вот теперь

он стал художественным руководителем Парижской

Оперы, и собирается здесь развернуться. Намечены

постановки «Тристана и Изольды» Вагнера, оперы

Джона Адамса «Никсон в Китае» и мировая премьера

оперы Томаса Адеса « «Данте Проект».

А мы послушали и посмотрели одну из великих опер –

оперу «Тоска» Пуччини.

Это не новая постановка, впервые она была

представлена режиссером Пьером Оди в 2014 году.

Кстати, Пьер Оди уже много лет возглавляет Фестиваль

в Экс-ан-Провансе, и именно там я видел безумную

постановку все той же «Тоски», которую произвел

режиссер Кристоф Оноре. Там было целых две Флории

Тоски, одна из них называлась Примадонна, и ее

партию исполняла действительно Примадонна

прошлых лет Катрин Малфитано, а в роли молодой

Тоски была известная своими экстравагантными

выходками Анджел Блю

эМне тот спектакль совсем не понравился, это был

типичный режиссерский произвол, вся музыка

перепутана, от сюжета «Тоски» не осталось и следа.

Но оказывается режиссер Пьер Оди – очень ясный и

внятный оперный постановщик. Его собственная

постановка, которую мы видели в театре «Бастий» -

образец яркого и вдумчивого прочтения

пуччиниевской партитуры.

Все идет точно по сюжету, мы любим Каварадосси,

обожаем Тоску и ненавидим Скарпиа. И когда

наступает финал, один из самых страшных оперных

финалов, когда обманутая Тоска видит, что ее

возлюбленный Марио действительно застрелен – слезы

невольно подступают к горлу, и сердце бьется чаще.

Нам повезло: в двух ролях были первоклассные

артисты: в роли Каварадосси был Джозеф Калейя ( мы

его только что видели в этой же роли в Метрополитен

опере) а роль Скарпиа играл один из лучших баритонов

мира Брин Терфель. Этот фантастический певец может

сделать абсолютно все: петь старинную и

суперсовременную музыку, играть Фальстафа и

Иоканаана, петь репертуар Фрэнка Синатры и Тома

Джонса. Он здоровенный мужчина двухметрового

роста, на его лице всегда радостная (а иногда и

зловещая улыбка.) В роли Скарпиа он удивительно

хорош, и артистически и вокально. Он - один из

великих оперных артистов нашего времени.

Партию Тоски исполняла испанская певица Саойя

Хернандес, я ее раньше нигде не слышал, хотя она уже

несколько лет поет главные партии во многих оперных

театрах. Хорошая певица, спору нет!

Однако мне больше нравится Елена Стихина в этой

партии – и вообще.

Она будет петь Тоску в этом же спектакле в октябре, но

этого я уже не услышу. Жаль!

Главной звездой этого спектакля был, конечно, Густаво

Дудамель. Хоть он абсолютно не тянет на себя одеяло,

не напрашивается на аплодисменты, как некоторые, и

не делает красивых жестов.

Более того – когда в самом начале он вышел к подиуму,

конечно зазвучали бурные аплодисменты, но он их

немедленно прервал, и началась музыка. Он просто

работает, ведет за собой огромную махину оркестра,

хора и солистов, не забывает ни одной ноты, ни одного

нюанса. Поистине, когда он дирижирует, происходит

какая-то магия, и в зале и на сцене, все становится как-

то особенно наэлектризовано.

В конце спектакля он вышел на сцену очень скромно, и

хотя зал зашумел и завизжал, он поклонился, показал

руками на солистов и оркестр, и незаметно исчез.

Да, повезло Парижской опере. Надеюсь маэстро будет

здесь долго. Хотя он сейчас нарасхват. У него

потрясающие новые программы в Лос-Анжелесе, еще

он руководит оркестром в своей родной Венесуэле, а

сейчас он едет с грандиозным турне по всему миру, где

будет дирижировать величайшим симфоническим

произведением – Девятой Симфонией Малера.

Непонятно, как у этого маленького, хрупкого человека

хватает на все это сил…

***

А теперь о спектакле в «ОперА Гарнье». Как вы уже

знаете, это была комическая опера Россини «Золушка».

И эта была премьера, новая постановка.

Но прежде о самом театре. Мы были в нем несколько

раз, но давно, еще при советской власти, тогда в

Париже был только этот оперный театр. Один раз, я

помню был какой-то балет, а другой раз – опера

Берлиоза «Троянцы». Оба вечера не произвели особого

впечатления… Может потому что мы сидели в какой-

то ложе на высоком ярусе, а в театре надо сидеть

близко.

Когда я получил билеты, я с ужасом увидел что мое

место было 380, ни ряд, ни сектор не были указаны.

Ни фигасе – подумал я, - это наверное где-то далеко на

галерке…

Но все было хорошо. Места наши были примерно в 5м

или 6м ряду, с самом центре партера. Лучших мест

невозможно было представить… Оказывается в этом

зале по какой-то старой традиции, все места имеют

только номер - от 1 до 1900… а где это место

находится, знают только девушки-ассистентки,

которых великое множество. Они глядят на ваш билет,

и безошибочно отводят вас к вашему креслу.

Еще одна странная деталь – у каждого ряда в партере

есть откидные места. Поскольку проход не очень

широкий, то все эти «откидушки» занимают все

пространство среднего прохода. То-есть, если вам во

время действия срочно нужно выйти из зала (ну

например в туалет) то для этого придется поднять и

заставить выйти человек 20 а то и 30. А если не дай бог

пожар, или еще что-нибудь такое, катастрофическое?

Ладно, ничего плохого не случилось на этом спектакле,

надеюсь, не будет и в будущем. И наверное

французское «секьюрити» имеет какие-то точные

инструкции, как спасать людей…

Вернусь к музыке. К опере Россини.

Там упоительный Россини,

Европы баловень, Орфей…

писал Пушкин в «Онегине». Интересно что Россини в

это время было 37 лет, но он уже завоевал все

музыкальное пространство Европы и мира. Пушкин

через несколько лет погиб на дуэли в возрасте 37 лет, а

Россини жил-поживал, да добра наживал, музыку,

правда, бросил писать, но до конца жизни (он прожил

76 лет) кайфовал, жуировал и занимался кулинарией.

«Золушка» - одна из популярных опер «Россини».

У Россини есть некая неразбериха с его сочинениями.

Про «Золушку» сказано, что она написана за 24 дня, и

это самое короткое время, за которое была написана

опера. Однако про «Севильского Цирюльника»

сказано, что он написан за еще более короткое время –

за 16 дней. И там и там, сообщают источники, была

использована «Увертюра» из другой оперы, которая то

ли не существует, то ли не исполняется…

Ничего удивительного! Россини работал в молодости

без устали, его оперный талант раскусили

многочисленные итальянские импрессарио, которые

заказывали юному композитору новые оперы, и он

писал свои оперы non stop!

Заканчивал одну, и тут же начинал другую…За 23 года

он написал более 40 опер (первую он написал когда

ему было 14 лет).

(Но мировой рекорд все таки не у него, а у Гаэтано

Доницетти – этот композитор прожил всего 51, год, а в

44 года сошел с ума и больше ничего не писал, однако

успел написать 68 опер!)

«Золушка» - настоящая комическая опера. В ней все

смешно. И спектакль в «Опера Гарнье» сделан очень

смешно, зал смеется многократно (режиссер Гийом

Галлиен). Актеры вовсю комикуют, валяют дурака и

куражатся – как и положено в такой веселой пьесе.

Сюжет пьесы – почти такой, как в традиционной

«Золушке» к которой мы привыкли с детства, но есть

несколько отличий.

Кстати, так и не ясно кто является создателем основной

сказки о Золушке, то ли француз Шарль Перро, то ли

немцы братья Гримм, то ли еще кто-то. Ясно что у

каждого народа есть своя версия и как всегда бывает с

фольклором, существуют разные версии.

В Золушке Россини, очевидно, итальянская версия

(автор либретто – Джакопо Ферретти) .

Во-первых нет никакой мачехи. А есть отчим. И это,

конечно, меняет многие акценты.

Во первых у Золушки есть имя, ее зовут Анджелина. (А

кто помнит как зовут на самом деле Золушку в

российской версии?)

Потом внезапно объявляется настоящий папаша, его

зовут Дандини.. Он приходит под видом нищего, и

конечно, Золушка его не узнает. Да и видела ли она его

когда-нибудь - неясно.

Где мамаша – тоже неясно, и как Анджелина попала в

дом к двум ужасным сестричкам которых зовут

Клоринда и Тисбе – непонятно.

Но это и неважно.

Важно то, что мастер Россини насыщает эту оперу

таким количеством превосходных мелодий, арий,

дуэтов, ансамблей, хоров, что, ей богу, правдоподобию

здесь совсем не место.

Главное – чтобы все хорошо пели, играли, танцевали,

чтобы долго нагнеталась якобы драма, а потом

наступил счастливый конец. Золушка выходит замуж за

прекрасного принца. Мы ждем этого с самого начала,

и, конечно, в конце это происходит. Все довольны,

бурные и продолжительные аплодисменты.

Смешно и точно играет роль отчима Дона Манифико

артист Карло Лепоре. Хороши сестры – Мартина

Руссоманно и Марин Шаньон. Лука Писарони,

которого мы часто видим в Метрополитен опере,

отлично пел роль Алидоро, советника князя Дон

Рамиро.

Но особо я отмечу исполнителя главной роли, того

самого принца, который выберет Золушку себе в жены.

Его партию исполнил российский певец Дмитрий

Корчак.

Дмитрий совершил за последнее время колоссальный

рывок и вошел в список избранных лирических

теноров мировой оперной сцены. Хотя в пении нет

рейтингов (как скажем в теннисе) но я уверен –

Дмитрий сегодня входит в первую пятерку ( а может и

в первую тройку) мировых лирических теноров.

Партия Дона Рамиро – непростая, и актерски и

вокально.

Сначала он появляется на сцене как простой парень из

простонародья, чтобы выбрать себе девушку из трех

сестер, и ему приходится прикидываться этаким

простаком.

Ну, а во втором действии он преображается, и

становится элегантным графом (князем) в парадной

одежде и совсем с другой осанкой и повадкой.

(Одна странная деталь – одна нога у него все время

перевязана, и как бы указывает на какое-то то ли

ранение, то ли травму. Я не понял почему это, да по

моему никто не понял. Вроде в тексте ничего этого

нет… Может просто такая придумка режиссера).

Но в опере главное – как человек поет.

И Дмитрий пел на этом спектакле замечательно. Очень

трудная и насыщенная всяческими фиоритурами

партия Дона Рамиро была исполнена им с легкостью,

весело и празднично.

В начале второго акта он с блеском исполнил

сложнейшую арию. Голос летел, наполняя огромный

зал, а оркестр очень чутко аккомпанировал (дирижер

Диего Матеуз).

Это был настоящий триумф Дмитрия Корчака, и

публика принимала его с восторгом, долго

аплодировала и не отпускала… Жаль что сейчас бисы

на оперной сцене не приняты!

Я от всей желаю Дмитрию Корчака дальнейшего

развития своего таланта и достижения все новых и

новых вершин на Оперном Олимпе!

***

Ну вот, две оперы, две сцены – и масса приятных

эмоций и дивных ощущений.

Спасибо, Парижская опера. Надеюсь, мы скоро

приедем еще…