Итак, сбылось!

Новый сезон Метрополитен-оперы уже в разгаре. Мы опоздали к началу, но все-таки застали премьеру новой оперы «Мертвец Идет» («Dead Man Walking»).

 Но об опере чуть позже.

Одной из главных целей нашего посещения Оперного театра было увидеть своими глазами — полон ли зал.

И тут надо пояснить.

Генеральный менеджер Метрополитен-оперы, великий и могучий Питер Гелб объявил в конце прошлого сезона, что театр делает крутой разворот, и основной его репертуар теперь будет состоять из современных опер.

Уже в прошлом сезоне были показаны две современных оперы  — «Чемпион» и «Часы» — и они имели большой успех, и у публики, и у критики.

И именно этот успех, я думаю, подвигнул Питера Гелба на  новый поворот.

Заметим, что ничего особенно новаторского в этом нет. Уже в 19 веке главным достижением оперных театров всегда были НОВЫЕ оперы. Премьеры. Мировые премьеры.

На эти премьеры съезжались люди со всех концов Европы. В Милан или в Неаполь, в Лондон или в Париж ехала элита того времени, чтобы услышать новинку Беллини или Доницетти, Верди или Вагнера.

Обратите внимания, тогда не было самолетов, не было автомобилей, были только поезда и лошади: кареты, кабриолеты, фургоны и прочие виды гужевого транспорта.

И все эти знатные люди тех времен садились в свои фаэтоны, и ехали — иногда по 3-4 дня, — чтобы посмотреть новую оперу.

И, конечно, в те времена дирекция оперных театров гонялась за модными композиторами: Верди получал заказы из Санкт-Петербурга и даже из Каира, а Пуччини написал оперу «Девушка с Запада» по заказу тогда малоизвестного в Европе театра, который назывался «Метрополитен-опера».

Потом это время прошло.

Главными стали певцы. И весь 20 век «рулили», как сейчас принято говорить, звездные певцы и певицы. Их имена и сейчас на слуху, и даже если вы никогда не слушали «живьем» Джильи или Марию Каллас, Паваротти или Миреллу Френи — вы, наверняка, слышали их имена, и конечно слышали и видели их по телевидению и по радио…

И до сих пор появление в афише яркого имени оперной дивы, хоть бы уже и не очень молодой, но все еще поющей, привлекает публику, билеты продаются хорошо.

Не буду вдаваться в экономические подробности, но я уверен, читатели понимают, что тяжело содержать огромный театр, в котором 3900 мест, в котором работает масса людей: оркестр, хор, солисты, концертмейстеры, постановочные бригады, художники, костюмеры, гримеры и так далее без конца… И все они исправно  получают обговоренные в контракте деньги. А чтобы эти деньги были в наличии, надо чтобы зал заполнялся, надо чтобы была хорошая пресса, чтобы всем нравилось, и зрителям, и спонсорам, и чтобы спонсоры не скупились, и поддерживали бюджет этой крупнейшей в Америке (и в мире) культурной организации.

Уже 17 лет Питер Гелб является генеральным менеджером этого театра. И хотя он по должности скорее директор, фактически он является интендантом театра (в европейском понимании) или в российском смысле — его художественным руководителем.

Я давно слежу за его работой, за репертуаром театра, и довольно часто хожу в этот театр.

Могу сказать, что при колоссальной стабильности этого огромного корабля и его принципиальной непотопляемости, были за эти 35 лет разные повороты и развороты.

Было время режиссеров, примерно с 2000 по 2010 год.

Потом был упор на вокалистов, когда были приглашены лучшие голоса мира — это примерно с 2011 по 2019… Зал заполнялся, билеты продавались.

А потом вдруг был резкий спад….

Конечно — пандемия! 

Театр вообще не работал последние три месяца сезона 2019-20,  а также целиком весь сезон 2020-21.

Все были отпущены в неоплачиваемый отпуск…

Потом театр стал возвращаться к жизни, медленно стал раскручивать свой механизм.

Вернулись звезды.

Главным дирижером Метоперы стал Яник Незе-Сегу, который сам по себе большая звезда…

Было несколько удачных премьер, например, «Лоэнгрин», «Дон-Жуан» и новая опера «Часы»…

И вот тут-то и произошло главное: Наибольшим успехом в кассовом смысле в том сезоне пользовался не Рихард Вагнер, и не Вольфганг Амадей Моцарт, а довольно молодой американский композитор Кевин Путс (Kevin Puts).

И как я подозреваю, в голове у генерального менеджера созрел план (впрочем, возможно, он созревал давно): сделать главный акцент будущего сезона на новые оперы.

И в конце сезона 2022 это было объявлено почтеннейшей публике.

Что стало сенсацией в оперном мире.

Надо понимать, что оперный мир страшно консервативен. Особенно в смысле репертуара. На самом деле существует 20 названий, которые ставятся без конца и краю во всем мире, и еще 20 названий, которые ставятся время от времени… Все остальные оперы (а их несколько тысяч) не ставятся никогда. Некоторые забыты справедливо, некоторые забыты по ошибке, некоторым авторам просто не повезло.

Новые оперы (то есть только что написанные) ставятся в больших академических театрах крайне редко. Объяснение всегда одно — народ плохо покупает билеты.

Так вот, Питер Гелб, как Дон Кихот, решил доказать всем ветряным мельницам, что они неправы. Что людям новые оперы интересны. Гораздо интересней, чем старые оперы, искаженные модными режиссерами, когда плюется и публика, и артисты, и хористы, а довольны только музыканты — музыку коверкать пока режиссеры не решаются…

Уже в прошлом году я смотрел 2 новых оперы «Чемпион» и «Часы»… Не буду ничего говорить о них, (я написал подробные рецензии, желающий может их отыскать в Интернете), отмечу только одно: зал был полностью заполнен.

***

Так вот, на первой опере нового сезона (2023 -24) театр был переполнен. Причем это не было первое исполнение, а примерно пятое. Я специально сфотографировал зал. Полны были все 5 ярусов.

Кажется, мистер Гелб сделал правильный поворот.

И публика была необычная для оперного театра. Много, даже очень много молодежи, одетой совершенно неформально, никаких галстуков и никаких бабочек, много джинсов, свитеров, однако все очень красиво и элегантно.

Это новый мир! Новый оперный мир!

***

Ну а теперь о самой опере «Мертвец идет».

Ее источник — книга мемуаров монахини Сестры Хелен Прежан, которая была издана в 1993 году.

(Хелен Прежан до сих пор живет в штате Луизиана, ей 84 года).

Уже в 1995 году знаменитый в тот момент актер и режиссер Тим Роббинс снял фильм, где главную женскую роль играла его тогдашняя жена Сьюзан Сарандон, а главную мужскую роль играл Шон Пенн.

Фильм стал очень популярным, его видели практически все. В том числе и автор этих строк.

В 2000 году композитор Джейк Хегги и драматург Терренс МакНэлли написали оперу с этим же названием. И ее с тех пор поставили различные американские оперные труппы более 70 раз.

И через 23 года, эта опера пришла на сцену Метрополитен- оперы.

Режиссер — бельгиец Иво ван Хове, я видел несколько его спектаклей и в Нью-Йорке, и в Европе, он классный режиссер во всех смыслах этого слова…. Недавний «Дон Жуан» в Мет — образцовый пример постановки классической оперы…

Сразу скажу: в опере «Мертвец идет» режиссерская работа очень хороша.. Все соответствует действительности, действие происходит там, где оно должно происходить, а именно: сначала в самом бедном месте штата Луизиана, которое называется Дом Надежды, а затем в самой страшной тюрьме, где содержат самых страшных преступников, приговоренных к смертной казни. Это место называется Ангола.

Довольно много места в спектакле занимает видеопроекция… Вообще, представить спектакль без видео сегодня практически нереально.

Собственно спектакль (как и фильм Тима Роббинса) начинается с главного события: изнасилования и убийства двух молодых людей ночью, в лесу. Здесь это снято даже более выразительно чем в фильме, огромный экран размером во весь сценический портал Мет оперы производит грандиозное впечатление.

В дальнейшем видеокамеры присутствуют на сцене, и показывают нам крупным планом почти все, что происходит на сцене. Прием не новый, но здесь вполне уместный.

Все арии, дуэты и вокальные ансамбли показаны весьма натуралистично, так как в жизни. Мы реально видим, как живут монахини и как живут «зэки», обреченные на смертную казнь.

Время здесь не обозначается никак. События, описываемые в этой опере происходят в конце 70-х годов прошлого века, но мы вполне можем представить, что это происходит сегодня, в 20-е годы 21 века. Тем более, что в некоторых Штатах «государственная казнь» до сих пор существует, и Луизиана в их числе.

В опере много персонажей, и некоторые из них играют в этом сюжете важную роль, в частности, мать главного героя, миссис Де Роше. Ее играет известная оперная певица Сюзан Грэм, которая когда-то, на премьере этой оперы в Сан-Франциско, играла главную роль, роль Сестры Прежан.

Певицей замечательно создан образ простой необразованной женщины, которая, несмотря ни на что, старается защитить своего сына. Хотя и понимает, что шансов никаких. Это роль получилась даже лучше чем в фильме (там мать играет  актриса Роберта Максвелл). В фильме мать героя по каждому пустяку начинает плакать, и это вызывает скорее комический эффект. В опере мать вызывает скорее сочувствие и сожаление.

Хотя кого там жалеть? Главный герой этой оперы — конченый подонок и негодяй. Его зовут Джозеф де Роше (кстати, в фильме он носит имя Мэтью Понселетт, почему, я так и не понял). Этот человек, который совершил двойное убийство и изнасилование, но сознаётся в этом только в самом конце, перед своей казнью. А до этого он пытался свалить вину на своего брата, который каким-то образом ушел от ответственности, якобы потому, что он нанял более дорогих адвокатов.

Вообще этот герой не вызывает никакого сочувствия — ни в фильме, ни в опере… Но в фильме его играл тогда еще молодой Шон Пенн, и он был хотя бы хорош собой, и его необыкновенная харизма вызывала хоть какую-то симпатию.

В опере эту роль играет Райан МакКинни, и ему удается создать поистине омерзительный образ… Человек абсолютно аморальный, убийца, преступник, который, впрочем, надеется, что его помилуют, и его главная надежда — эта монахиня Хелен Прежан… И он все время врет, все время выдумывает новые версии «той ночи», и пытается доказать, что он ни в чем не виноват.

И когда его казнят на наших глазах (вкалывают инъекцию), то его ничуть не жалко. Даже наоборот — какое-то облегчение.

Наверное, все-таки и постановщики, и актеры хотели добиться у зрителей сострадания. Может быть, даже прощения.

Ведь преступник перед смертью раскаялся, все признал, попросил прощения у всех родственников убитых им людей.

Но нет, это не получается. Мерзавец и убийца получает по заслугам.

Так ему и надо. Я думаю, так думает каждый, сидящий в зале.

Единственное светлое пятно в опере — это Сестра Хелен Прежан.

В этой роли великая оперная (и не только оперная) певица Джойс ДиДонато.

Нет, конечно, тут много положительных персонажей, в частности, коллеги Сестры Прежан, монахини, их здесь много. Да и по сути, все люди вокруг — хорошие люди. Они простые и незатейливые, то, что по–английски называется grass roots, они честные, верующие, регулярно посещающие церковь. Как среди таких людей родилось такое чудовище, такой моральный урод — трудно понять. Но такое бывает, увы! И не только в штате Луизиана.

Так вот, Джойс ДиДонато — поистине луч света в темном царстве. (Только что мы ее видели в опере «Часы», где она играла писательницу Вирджинию Вульф).

В опере Джейка Хегги у нее очень трудная партия, она почти все время на сцене и все время поет, причем у нее тут огромный диапазон, от низкого меццо до центрального и даже высокого сопрано.

И очень сложная психологическая роль, требующая большого актерского мастерства.

За эту роль в фильме актриса Сюзан Сарандон получила «Оскара».

Джойс ди Донато играет не хуже. Образ, который она создает на сцене — образ простой женщины, которая искренне верит в бога и в то, что бог всегда справедлив, и всегда воздаст людям по делам их. Она верит в очищение от скверны, верит в раскаяние и в отпущение грехов, и этой своей верой она заражает и преступника, который когда уже идет, как мертвец («Dead Man Walking» — такими словами принято провожать идущего на казнь человека с конца 19 века) неожиданно ощущает просветление и понимает, что заслуживает смертной казни.

Удивительно в спектакль вписывается сцена, где они оба вспоминают Элвиса Пресли. Оказывается он — их любимый певец… И звучит знакомый с детства —  и им, и нам —  «Jailhouse Rock». Очень трогательно!

***

Само исполнение приговора показано с каким-то садизмом: мы видим крупный план, как ему смазывают ваткой со спиртом кожу, чтобы, не дай бог, микробы не проникли, и он ничем не заразился. Не очень понятно, зачем это нужно, когда приговоренному осталось жить несколько минут.

И вообще, мне кажется, на оперной сцене не должно быть показано такое жуткое, медленное убийство.

Хотя кто знает? Все меняется в этом мире. В том числе и оперном.

Кстати, сама смерть преступника идет без музыки.

Просто тишина.

Когда казалось бы, музыка была бы здесь очень уместна, именно здесь мог бы быть такой своеобразный музыкальный катарсис.

Говоря о музыке в целом, я бы оценил ее на четверку. Даже главная героиня все-таки почти лишена мелодий, красивых арий, которые были бы вполне уместны здесь. И только во время молитв и религиозных гимнов до нас доносится некие мелодические фрагменты, которые все же не превращаются в истинные музыкальные откровения… Один из этих церковных гимнов становится лейтмотивом Сестры Прежан.

Музыка, которую поет наш преступник и убийца, довольно безликая. Я ожидал, что будет какой-то мотив Зла, какое-то эмоциональное пятно, хотя бы узнаваемый тембр… Но нет, все время идет вполне себе грамотная, но скучная музыка. Я ожидал большего.

Отмечу мастерство композитора в написании хоров и ансамблей… В некоторых местах звучит целый септет, или октет, и все слышно, каждый голос ведет свою партию…

Сделаю одно чисто визуальное замечание: здесь есть 4 персонажа — это родители убитых молодых людей. В опере эти роли очень маленькие, в фильме они были гораздо значительнее… Но тут одна неувязка: одна пара родителей — темнокожие… Но в начальном ролике, где мы видим самих жертв, они очевидно, оба, и юноша, и девушка белые… тут явно чей-то недосмотр.

Впрочем, это, конечно, мелочь.

***

В целом спектакль, несмотря на некоторые подобные мелочи, производит сильное впечатление.

Конечно, тут важна правильно выбранная тема: все зрители знают о чем это, и куда это все идет. Так и должно быть в настоящей опере. Почти все известные оперы были написаны на заранее известные сюжеты.

Дальше будет сложнее. Нам предстоит еще 5 новых опер в этом сезоне.

Посмотрим! И послушаем! И обсудим!