Мы много раз слышали пианистку Юджу Ванг…
Началось все на фестивале в Юрмале, который был 4 года назад, а потом старались не пропускать ни одного ее концерта, если мы совпадали, скажем так, географически.
И она никогда не разочаровывала.
И чтобы она не играла — будь то концерт с оркестром, или сложная сольная программа, или серия «бисов» – она всегда серьезна, сосредоточена, проходит на своих высоченных каблуках к роялю, садится и мгновенно начинает играть.
И зал замирает.

Ее немыслимая виртуозность, необыкновенно быстрые темпы в труднейших пассажах, мощные фортиссимо и нежнейшие пианиссимо — все это уже давно известно всем любителям музыки на всей планете.
Ее фантастическая выносливость — например, она, кажется, единственная на свете сыграла в один день все 4 концерта Рахманинова плюс Рапсодию на тему Паганини, а после этого еще играла на бис — тоже притча во языцех.
Публика приходила, уходила, засыпала, и просыпалась, а Юджа невозмутимо играла нон-стоп, нигде не снижая страсти, энергии и виртуозности.
Еще она славится феноменальным исполнением всяческих обработок классических произведений для фортепиано, разных мастеров, от Горовица до Володося, где виртуозность доведена, можно сказать, до высшей точки кипения, и где публика замирает на несколько минут, а потом взрывается бешеными и несмолкающими аплодисментами.
И тут надо сказать, что, безусловно, это делает ее очень любимой артисткой и пианисткой во всем мире, и ее рады послушать и увидеть все меломаны мира… Напомню хотя бы Вариации на темы оперы «Кармен» ( автор - Владимир Горовиц), или «Полет Шмеля» и «Турецкий марш» в обработке Джорджа Шиффра и Аркадия Володося соответственно. Все это легко найти в Youtube.
Но все это – только обертка. Включая ее вызывающие наряды, где почти все открыто, и ее туфли на высоченных каблуках.
Что касается ее внешнего вида — я уже писал об этом в журнале «Сноб» примерно полгода назад, и чтобы не повторяться, приведу цитату. «Если не нравится смотреть — можете не смотреть... Но смотреть интереснее. Более пикантной и экстравагантной женщины, играющей на рояле, вы больше нигде не найдете. Да, конечно, есть критики, именно с этой, «внешней», стороны. Те, которые приходят на ее концерты впервые, особенно люди старшего поколения, бывают шокированы… И даже возмущаются, пишут комментарии в соцсетях, а также жалуются, куда могут — в газеты, в журналы, иногда даже прямо в менеджменты больших концертных залов, что, мол, как вы терпите, ведь наш зал (Карнеги-холл и что-то аналогичное в других городах) — это же храм, это святое место, сюда мужчины приходят (иногда) во фраках, а женщины в вечерних платьях, здесь звучит великая музыка. А на сцене какая-то полуголая девица, да еще и на огромных каблуках! Мы больше к вам не придем!»
***
А на самом деле внутри этой пышной и бьющей в глаза «обертки» находится совсем другой человек. Глубокий музыкант, образованный и эрудированный мыслитель, мудрая и тонкая женщина.
И в последних своих концертах этого сезона госпожа Ванг вдруг стала показывать другие стороны своего мастерства…Уже на прошлом концерте, на котором мы с Ириной были в Карнеги-холле, программа была совсем непростая и совсем нестандартная. В первом отделении был Мессиан, Скрябин и Дебюсси, совсем не шлягерная и очень непростая музыка. И замирающая публика воспринимала эту музыку с жадностью — потому что это была настоящая высококлассная музыка в аутентичном, идеальном исполнении.
В программе недавнего концерта в Дэвид Геффен Холле Юджа Ванг пошла еще дальше. В первом отделении прозвучала музыка или крайне редко исполняемая или вообще практически неизвестная. Редко исполняемая музыка — это был концерт для фортепиано и духовых инструментов… Я слышал его только в записи и никогда живьем… Не удивительно — в этом концерт множество духовых, есть ударные и контрабасы, но весь остальной оркестр не участвует. А это всегда большая проблема для менеджмента и для публики… Публика не очень любит такие «урезанные» составы, вроде «мы купили билеты на симфонический концерт, а на сцене только половина оркестра».
Хотя музыка Стравинского прекрасна, типичный Стравинский неоклассического периода.
Самое интересное тут было в солистке. Потому что она была не только пианисткой… Но и дирижером. Да, такое иногда случается. Пианисты играют и дирижируют… Началось это еще в моцартовские времена, но и в наше время этот трюк исполняли такие корифеи как Дэниель Баренбойм, Михаил Плетнев, Леонард Бернстайн
Но, как правило, эти мастера играли и дирижировали музыкой Баха, Моцарта, Гайдна… Уже музыку Брамса или Прокофьева, где музыка не квадратная и нерегулярная, играть и дирижировать рискованно, возможность «разойтись» солисту и оркестру довольно велика.
Юджа Ванг выбрала для этой программы три произведения с весьма сложной ритмической фактурой. Три композитора: Стравинский, Яначек и Гершвин — писали свою музыку в 20-е годы 20 века, когда уже не было никаких ограничений, и никаких стандартов, темпы и ритмы были сложные и никак не подчинялись каким-то примитивным формулам.
Наверное, надо пояснить, что играть на рояле современную музыку сложно. А играть и дирижировать в два раза сложнее. Ну, все равно что бежать на длинную дистанцию и одновременно держать в руке веретено и прясть пряжу. Почти нереально. Но госпожа Ванг показала высокий класс. Особенно ей удалось крайне редко исполняемое произведение великого чешского композитора Леоша Яначека, которое называется «Каприччио для Фортепиано (Левой Руки) и камерного ансамбля»… Я его никогда раньше не слышал… Понятное дело, его играют крайне редко… Во-первых, не так уж много леворуких пианистов… А во-вторых, очень странный состав ансамбля: флейта, две трубы, три тромбона и тенор-туба. Конечно, это произведение очень специфическое, и конечно, оно посвящено некоему однорукому музыканту, который потерял правую руку на Первой мировой войне. Музыканта звали Отокар Холлман. Подобный случай был с музыкантом Паулем Витгенштейном, который также потерял руку на этой же войне и заказал для себя специальные произведения у таких композиторов, как Равель, Прокофьев, Рихард Штраус и несколько других крупных имен. (Концерт Равеля исполняется довольно часто до сих пор).
Музыка Яначека, которую мы услышали в исполнении Юджи Ванг, очень грустная. И пианистка (она же дирижер) сыграла эту музыку в высшей степени выразительно и трогательно. Наверняка у этой музыки есть какая-то программа (как почти у всех музыкальных произведений, начиная с Бетховена)… Мы не знаем этой программы, но исполнение было прекрасным и глубоким, полным человеческих страстей, любви и нежности… Да, это было трудно играть и дирижировать, музыка совсем непростая. Но все получилось идеально.
Антракта не было. На сцене после Яначека появились музыканты Нью-Йоркской Филармонии. Не все, конечно. Это был небольшой ансамбль, как бы воспроизводящий премьеру этого произведения. Премьеру знаменитой «Rhapsody in Blue» Джорджа Гершвина.
Эта премьера произошла 101 год назад, в 1924. Молодой, и никому тогда неизвестный композитор сел за рояль и сыграл это произведения с оркестром. Ему было всего 25 лет. В зале присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский, А. Тосканини и многие другие. Премьера была сенсационной. Композитор и дирижер Уолтер Дамрош (сад его имени прямо рядом с Линкольн-Центром) написал тогда: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин смог совершить чудо. Он — принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе, к немалой ярости ее завистливых сестер».
Блестяще прозвучала эта Рапсодия в исполнении Юджи Ванг. Тут она почти не дирижировала… Музыка эта хорошо известна оркестрантам Нью- Йоркской Филармонии, и им достаточно легкого взмаха руки или кивка головы… Местами, правда, был не лучший баланс, и оркестр «подгребал» рояль под себя… Но все сольные места были сыграны идеально, с нужным «свингом», с юмором и с любовью (особенно во второй части Рапсодии), и Юджа Ванг показала, что ей доступны все стили и все жанры…
А дальше?
А дальше, на следующий вечер, Юджа …танцевала.
Вернее так — сначала аккомпанировала знаменитой балерине Тайлер Пек, а потом они вместе танцевали… Говорят, было здорово, мы в этот вечер были заняты, и не видели этого зрелища…
Потом в феврале она будет играть с пианистом Vikingurom Olaffsonom в 4 руки… Программа очень неожиданная и супер современная. А в конце «Симфонические Танцы» Рахманинова. А потом будет целый цикл концертов с новым главой Нью-Йоркской Филармонии Густаво Дудамелем.
В общем, скучно не будет!
Следите за рекламой!
