При чтении разговоров, идущих в социальных сетях, вспоминается недавно прочитанная книга о социальном эксперименте, проведённом иезуитами в Парагвае, где участвовали гуарани, индейцы, практикующие каннибализм. Там был такой момент: автор предполагает, что гуарани специально откармливали женщин, чтобы затем ими поужинать. Потому что съедение – это высшая степень превосходства одного человека над другим, какой только можно достигнуть. А теперь давайте посмотрим на разговоры в социальных сетях. Кажется, среди нас не так уж и мало гуарани: случаи информационного каннибализма в коммуникативной среде совсем не редки.

Тут же всплывает ещё одна аналогия. Помните, как во времена римских увеселений зрители «добивали» раненого гладиатора, опуская большой палец вниз? Время прошло, и этот палец разросся до главного божества повседневности. Пальцем выражают сочувствие и признательность, надежду и радость, удачу и боль, всё это палец, палец как экономная форма эмпатии, как жестовый язык, это даже не узелковые игры, но скрытый оскал внешней улыбки – или злобы, или восторга. Символическая среда упрощает эмоции, и вот уже человек не знает, как вести себя в живом разговоре – бывает, он просто вытянет руку, покажет палец – и вот разговор.

Потом он заходит обратно в Facebook, и здесь – такие же потерявшие поведение странники. Хочется какого-нибудь приюта. Хочется каких-то констант. Раньше человек был частью истории, членом рода, чьим-то потомком, затем – предком, теперь это всё как игра – люди пробираются в историю геростратовой тропкой, жгут ради славы библиотеки, хитрят и дерутся. Палец – это единственная действительная константа.

Иными словами, мы в самом начале пути. Этика коммуникативной среды находится в зачаточном состоянии, и мы должны развивать её сами. Мы должны развивать её – через уважение к собеседнику, с помощью аккуратного обращения с языком. Язык – это мощнейшая интеллектуальная система. Есть ощущение, что мы на пороге колоссальных открытий и перемен, когда будут обнаружены некие новые инструменты речевого взаимодействия – что-то, формирующее сверхязык. Может быть, это получится в результате хорошо подготовленного и разумного перехода на словарную экономику, когда деньги будут заменены на слова. Может быть, появятся психологи коммуникативной среды, их роль могут прекрасно исполнить писатели. Может быть, случится когнитивная революция, и мы придумаем новые формы антропологической связности между людьми. В любом случае, всегда надо помнить, что в людях заложена изначальная способность к различению зла и добра, этот моральный закон поражал воображение кёнигсбергского мудреца, и с той поры он никуда не пропал из человеческой сущности. То, что нам нужно для его оживления, – это немного дополнительных усилий со стороны каждого. Каждый должен сам на своем примере... не только «перестать есть женщин», но и попробовать «танцевать с ними», используя тонкие манеры и деликатность.