Все знают, что самая популярная иллюстрация манипуляции — это кукловод. Но есть ли кроме марионеток или двуликого Януса удачные аллюзии и ассоциации? Есть. И одна мне особенно нравится.

«Извлечение камня глупости». Иероним Босх
«Извлечение камня глупости». Иероним Босх

Вы когда-нибудь видели эту картину авторства Босха? Она называется «Извлечение камня глупости». Ее я впервые увидел в музее Прадо, в Мадриде. И не обратил бы никакого внимания, если бы не потрясающий экскурсовод, который остановил мое внимание на ней, зная, что я писатель и занимаюсь исследованием феномена убеждения и воздействия на людей.

Это одна из ранних работ голландского художника, не вполне правильная анатомически, суховата и монохромна. На картине написано следующее: «Meester snijt de keye ras / Myne name is Lubbert das» («Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Любберт»). Сейчас поймете почему.

В Средние века существовало поверье, что человеческая глупость, невежество или слепая доверчивость связаны с тем, что в голове у людей находятся лишние наросты или камни. Их называли «камни глупости». Если их удалить, то человек сразу поумнеет. По средневековым улицам ходили шарлатаны-манипуляторы, которые и проводили такие операции. В прямом смысле этого слова. Суть подобной хирургической процедуры заключалась в следующем: человеку делали надрез прямо на голове, колдовали над ним, делали магические пассы, а затем показывали заранее спрятанный в руке, якобы вынутый камень или окровавленное сухожилие какого-то животного. Это оказывало на жертв неизгладимое впечатление. Существовало даже выражение: «У него камень в голове».

На картине мы видим седовласого человека, должно быть уже пожившего и опытного, над которым шарлатан в длинном одеянии производит подобную процедуру. Любберт хочет избавиться от глупости как можно скорее. Правда, вместо камня или сухожилия у бедолаги-глупца из разреза начинает расти тюльпан. Удивительно, но в Средневековье тюльпан был символом обмана, обозначал глупую доверчивость. Еще одна метафора в нашу копилку.

Стоит обратить внимание и на остальные детали этой картины. Босх изображает на голове у манипулятора перевернутую воронку — предмет явно странный, используемый не по назначению. Это тоже символ противоестественности и абсурда происходящего. Эдакий отвлекающий маневр, лишний антураж, иллюстрирующий настоящее шарлатанство. А на голове монахини, верной спутницы мошенника, лежит книга: по мнению Босха — еще один символ лжемудрости и манипуляций. Метафора ясна: божественные знания находятся не там, где надо. Это лишь повод для манипулирования — апелляции к объективным знаниям. Мы о таких манипуляциях тоже, естественно, будем далее говорить.

Есть тут и третий персонаж — монах, держащий кувшин с вином и произносящий воодушевляющую, отвлекающую речь. Речь, как и вино, одурманивает. А опьяняющая сознание речь наверняка богата дифирамбами о том, как бедная жертва умнеет прямо на глазах.

Картина «Извлечение камня глупости» выполнена в форме «тондо» — заключена в круг, демонстрируя нам некую всеобщность, всемирность, не единичный случай, а тенденцию для всего человеческого рода, его аллегорию. Какая меткая метафора!

«Извлечение камня глупости». Ян ван Хемессен
«Извлечение камня глупости». Ян ван Хемессен

Картина Босха не единственная. Посмотрите на работу Яна ван Хемессена. Она тоже называется «Извлечение камня глупости». И тоже, кстати, хранится в музее Прадо.