С 17-летней Сашей мы познакомились пару месяцев назад – когда в мае благотворительный фонд «Арифметика добра» http://arifmetika-dobra.ru/ повез в путешествие-знакомство взрослых, потенциальных приемных родителей, и детей из центра «Солнечный круг» (бывший московский детский дом номер 48). Тогда Саша налаживала отношения с Натальей, которая хотела взять девочку в семью.

«Мы едем забирать мою старшую сестру!» - так через пару месяцев кричала пятилетняя Маша, удочеренная Натальей, когда семья отправилась в детский лагерь, за Сашей.

«Сейчас я живу дома. В семье. Мне здесь очень хорошо, комфортно!» -улыбается Саша. Я встретила ее на празднике «Здравствуй, семья!», в Корпоративном Университете Сбербанка, на который собрал почти 70 приемных семей фонд «Арифметика добра». За прошедшие месяцы Наташа оформила гостевой режим для Саши, а ближе к осени будет решаться вопрос уже о постоянном приемстве.

«Когда одна моя знакомая узнала, что мы приняли в семью подростков, она удивилась: «А зачем 15-летнему ребенку семья? Он же уже практически взрослый!» - рассказывает другая приемная мама Юлия Ставрова-Скрипник. В их семье за этот год тоже случилось пополнение, да еще какое! У Юли и ее супруга Артема кроме кровных детей уже были две приемные дочки. А теперь в семью пришли еще три подростка! Наташа, Ваня и Федя. Юля недоумевает: разве можно сомневаться в нужности материнского тепла для человека? «Чем старше ребенок становится, тем более он нуждается в общении со взрослым. А в принципах Монтессори - вообще норма воспитывать человека до 24 лет, считается, что в этом возрасте он еще должен находиться под крылом, это самое время, когда искушений больше всего. Духовное, моральное, нравственное воспитание нужно молодому человеку именно в этом возрасте».

У каждого свои детские воспоминания. Юлия Ставрова-Скрипник говорит, что самое яркое для нее общение с мамой – это лепка пельменей. «Потому что в это время мама меня слушала. Часто ведь родители уделяют время маленьким детям, а позже связь постепенно ослабевает, иногда прерывается..» - говорит Юлия. Мама нужна каждому. И в любом возрасте.

«Я была страшно голодная, но я боялась зайти в магазин и купить еду. Я не знала, как обратиться, что нужно делать,» - а вот это детские воспоминания женщины, которая жила в детстве в детском доме. Сейчас она взрослый состоявшийся человек. А тогда девочке было 14 лет, и ее выпустили из детского дома во взрослую жизнь (в те годы «на свободу» отправляли пораньше)... Совершенно не социализированный и по сути еще ребенок, многого не знающий о реальной жизни, был выброшен «в свободное плавание». И далеко не все выпускники детских домов смогли справиться, научиться плавать и выжить. Выжить - в прямом смысле.

«Когда я помогал детским домам, это было в 90-х, старался не просто приехать, что-то привезти, но и пообщаться с воспитанниками. Как-то в очередной раз я приехал, начал беседовать с двумя девочками-воспитанницами. Они поначалу были очень зажаты, совершенно не расположены к разговору. Я, чтобы как-то разрядить обстановку, предложил: «Девочки, давайте чаю попьем». Они меня повели в столовую. И мы сели за стол, на котором стоит чайник. А сахарницы нет, и я спрашиваю: «А где у вас тут сахар?». И они мне в ответ: «А что это такое?». Первая мысль, конечно, о том, что крадут и у детей даже сахара нет. Но все оказалось намного проще. Сахар есть, причем в достатке. Его просто кладут сразу в чайник и размешивают, чтобы никто не рассыпал по полу, не возил туда-сюда ложкой. То же с хлебом – он всегда нарезан. То же с обедом – он всегда вовремя на столе. То же со многими другими благами, которые для детей в детском доме являются словно бы из ниоткуда. Вот из таких мелочей у детей-сирот складывается ложное представление о том, как устроен мир. И именно это представление способно погубить их будущее. Выпускники детских домов выходят во взрослую жизнь и словно попадают на Землю с другой планеты. Казалось бы, мелочи – сахар, хлеб, но в совокупности с другими подобными вещами они оказывают фатальное воздействие на формирование детей-сирот. А раньше я о таких вещах даже подумать не мог». Так пишет в предисловии к книге «Караван счастливых историй» один из ее соавторов Роман Авдеев, учредитель фонда «Арифметика добра», отец 23 детей, 17 из которых усыновленные. Когда-то постоянная помощь Романа Ивановича детским домам перешла на другой уровень: стало понятно, что самая лучшая помощь может заключаться в том, чтобы дать ребенку-сироте родительское тепло и семью. Так стала расти семья Романа Авдеева, а два года назад родился фонд «Арифметика добра».

Книгу «Караван счастливых историй» фонд представил на празднике. Это 18 историй приемных семей – со своими сложностями, радостями, успехами. Таких историй в Клубе гораздо больше – ведь в нем объединилось уже больше 600 приемных родителей. И у каждой семьи – своя история. Автор книги Диана Машкова, руководитель Клуба «Азбука приемной семьи» фонда, мама 4 детей, трое из которых приемные, убеждена, что все дети, вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, должны и могут жить в семьях – обычных или профессиональных. «Если у ребенка есть благополучная семья, где каждый трудится, все уважают и любят друг друга, он может многое для себя пересмотреть. Даже просто наставник – значимый взрослый, который поддерживает и направляет в жизни, хоть и не может принять в семью, - для подростка играет громадную роль», - замечает Диана Машкова.

В последние годы у нас в семьи берут детей все больше — около 70 тысяч в год. Но вот изымают детей из неблагополучных семей у нас точно больше, чем где-либо. А ведь ребенок без родителей – это какая-то искаженная реальность. И при этом в наших детских домах живут не только полные сироты, но и сироты социальные – дети, у которых есть кровные родственники. Тети, дяди, братья или сестры, бабушки и дедушки, и даже родители… но эти дети всем этим людям не нужны. Отсутствие значимого взрослого – или, говоря простым языком, отсутствие любви и тепла, ласки, опоры – включает в маленьком человеке механизм самоуничтожения, отмечают психологи. В прямом смысле. В детских домах порой гибнут дети в совершенно неясных обстоятельствах… А все потому, что ребенок не ощущает свою нужность кому-то… Вот почему у них нет цели, нет часто мечты, нет вообще понимания, что ждет их за воротами детского дома и как они будут жить дальше одни в этом мире. Вот почему кропотливая работа по поиску семьи для одного конкретного ребенка и итог такой работы, когда эта Встреча происходит, – это каждый раз победа.

Одна из моих любимых притч – о мальчике, спасавшем морские звезды. Однажды, идя вдоль берега, человек увидел ребенка: мальчик поднимал с песка морские звезды, выброшенные на берег, и бросал их назад в море. Берег был буквально усеян звездами. «Зачем ты это делаешь?» -спросил человек. «Утром начнется отлив, и они погибнут!» - ответил мальчик, не прекращая своей работы. «Но это глупо! – вскричал человек. – Здесь миллионы этих звезд, твои попытки ничего не изменят!». Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: «Нет, мои попытки изменят очень много. Для этой звезды».

Нужно просто помнить, что попытка может изменить не просто многое, но все. Пусть для одного ребенка. Но это будет, возможно, самый судьбоносный шаг в вашей - уже совместной – жизни.

Клуб «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра» с радостью ждет и уже состоявшихся приемных родителей, и возможных будущих усыновителей. Здесь вас всегда поддержат: http://arifmetika-dobra.ru/chto-my-delaem/azbuka-priemnoj-semi/