«Каждый ребенок должен иметь семью. Не может человек стать счастливым без родительского дома, без любви родителей», - говорит Лариса Молнар, многодетная приемная мама. В семье Молнар – 22 ребенка, многие из них уже выросли, уже сами создали семьи, родили детей… Любви хватит на всех, замечает Лариса. Именно свою семью и своих детей она считает своим главным жизненным богатством.

Тем не менее даже сейчас, в ХХI веке, дети продолжают терять своих родных, свои семьи и становятся сиротами. В России до сих пор насчитывается более 40 тысяч детей-сирот. На всей планете таких детей - 153 миллиона! Чтобы обратить внимание общества на такую острую беду, ежегодно во второй понедельник ноября мир отмечает Международный день сирот, в этом году он попадает на 11 ноября. Накануне в мире также проходит День молитвы о сиротах, его поддерживают 70 с лишним стран. Начало этому дню было положено в Замбии: местный пастор сам постоянно помогал сиротам, и его приход поддержал традицию, в церкви постоянно собирали для сирот одежду, еду и деньги. В 2003 году идея пришла в США, затем этот День подхватили и другие страны.

К счастью, сейчас важность помощи детям, оставшимся без родителей, осознается все большим числом людей. И самая главная мысль –казенные учреждения не могут стать настоящим домом для ребенка, какие бы хорошие условия там не были созданы. Каждому ребенку нужны родители, искреннее тепло, забота, внимание, поддержка, дружеское участие. В частности, в США идея принимать в семьи детей очень распространена, 6 из 10 человек так или иначе участвуют в приемном родительстве. В Европе также распространена идея передавать детей именно в семьи, а не отправлять в детские дома.

Окончательно избавиться от детских учреждений пока не удается. Хотя их тип и принцип работы пытаются менять. Но, как известно, уже после нескольких месяцев нахождения в учреждении ребенок теряет свои навыки. Малыши могут даже разучиться ходить и говорить. Развивается депривация, расстройство привязанности. Дети постарше не имеют перед глазами опыта взаимодействия в семье, у них нет значимого взрослого, который бы прививал им правильные ценности, давал знания и опыт, поддерживал бы, дарил веру в свои силы. Выпускники детских домов выходят во взрослую жизнь неподготовленными, часто они ведомы и инфантильны. И у них нет тыла – родных людей, которые бы могли поддержать и словом, и делом в любой ситуации.

До сих пор существует явление социального сиротства – когда ребенок живет в детском доме при живых родителях. Эксперты отмечают, что крайне важно помогать кровным семьям, попадающим в кризисную ситуацию, чтобы избежать изъятия детей. За рубежом этому специально обучают социальные службы и выделяют финансирование на такую работу. В России за последние 10 лет ситуация серьезно изменилась. НКО, социальные службы, властные структуры научились взаимодействовать и вместе работать с упором именно на профилактику социального сиротства. Если раньше упор делался на устройство в семьи уже попавших в детские дома детей, то сейчас задача – не допустить попадания ребенка в детское учреждение.

Сейчас количество детей-сирот, находящихся в детских учреждениях, относительно всего детского населения России, составляет 0,2 процента, что сопоставимо с цифрами европейских стран. Но уже становится понятно, что критерий успешности – это не количество сирот, устроенных затем в приемные семьи или возвращенных в кровные семьи, а предполагаемое количество детей, которые не попали в систему и семьи которых удалось сохранить, помочь им выйти из кризиса.

«Значимый взрослый - кровный родитель, близкий человек, приемный родитель, возможно, наставник – нужен каждому ребенку. Тот человек, с которым у ребенка созданы искренние доверительные отношения, который не оставит, не предаст, который всегда поддержит, объяснит ошибки, научит чему-то важному и новому, будет заботиться и любить. Тогда ребенок вырастает полноценной личностью, он уверен в себе и своих силах и возможностях, он не испытывает чувства вины или страха перед жизнью, он может правильно строить свои отношения с окружающим миром и обществом», - говорит Наталия Мишанина, психолог, эксперт в сфере детско-родительских отношений, социального сиротства и приемного родительства, эксперт благотворительного фонда «Достойный гражданин».

Сейчас в России стало почти в 2 раза больше желающих принять в свою семью ребенка-сироту. В 2 раза увеличилось количество российских приемных семей. Но в детских домах все еще живут дети, и каждый день они ждут того самого «своего человека», в надежде обрести любящий дом, близких людей, которым бы он был небезразличен и с которыми не будет одинок.

Лариса и Николай Молнар и Екатерина и Алексей Богачевы – многодетные приемные родители, первыми заселившие экодеревню «Школа фермеров» фонда «Достойный Гражданин» - в деревне Дерибино Зубцовского района Тверской области. Так сложилось, что и Екатерина, и Лариса непонаслышке знают, каково живется детям, лишенным семьи, в учреждениях. Екатерина имеет опыт работы в органах опеки, Лариса много лет трудилась в приюте. Воспитывая кровных детей, они осознавали, что необходимо что-то сделать, чтобы теряющие кров и родителей мальчики и девочки не оставались в детских домах. В семье Богачевых сейчас воспитывается 9 детей, Молнар растят 15 детей (старшие уже выросли, в этой семье 22 ребенка).

«Я с юности навещала детские приюты, как волонтер. Однажды, помню, ко мне выбежала девочка «Мама, я ждала тебя!». А мне было всего 16 лет, - вспоминает Екатерина Богачева. - До сих пор тот случай в сердце. Позже, уже став мамой, я поняла, что дети – это мое. Я осознавала, что могу не просто пожалеть чужого ребёнка, но и полюбить его».

«Я понимала, что если этого не сделаю – никогда себе потом не прощу», - так рассказывает Лариса Молнар о своем первом опыте приемства ребенка: когда их обе старшие дочери уже были подростками, Лариса и Николай взяли в семью мальчика Мишу. А затем пошли новые и новые дети. О каждом «рождении ребенка» Лариса помнит в деталях и не может без слез вспоминать те события. А Николай Молнар говорит, что все их приемные дети «рождены сердцем».

Приёмные дети – другие, замечает Екатерина Богачева, - они открытые, простые, у них большой опыт выживания за плечами. С каждым из них можно найти общий язык. Но напоминает, что быть приемным родителем – большая ответственность. Нельзя дать надежду, а потом забрать. «Просто любите ребенка и ничего не ждите в ответ», - советует Екатерина Богачева.

Экодеревня «Школа фермеров» фонда «Достойный гражданин» - необычное семейное поселение. Здесь дети, уже обласканные любовью своих родителей, получают еще и возможность встать на ноги и обрести опору в будущем – в прямом смысле. Каждая семья экодеревни получает дом и землю – и на этой земле можно трудиться, создавать собственное семейное хозяйство, может быть, даже в будущем это будет семейной экофермой! Это прекрасная возможность обеспечивать семью для родителей, а для детей – освоить самые разные сельские профессии. ««Школа фермеров» – хороший старт для своего дела», - убеждена Екатерина Богачева.

Лариса Молнар считает приемное родительство не подвигом, а обычной счастливой жизнью. Не каждый из нас готов на такой путь. Однако есть еще много возможностей помочь детям избавиться от сиротства и одиночества и обрести близкого человека, дом и семью. Можно стать волонтером или наставником. Можно также поддержать работу в сфере социального сиротства и в качестве жертвователя. Например, вы можете поддержать вашими пожертвованиями фонд «Достойный гражданин» и его подопечных – приемные семьи. А скоро в экодеревне появятся и новые семьи-участники. Старшие дети подрастают, и в будущем сюда придут еще и следующие дети. Пусть «рожденных сердцем» будет больше. Пусть у каждого ребенка будет любящая семья.