"Она все время провоцирует меня наорать на нее, - говорит один из руководителей,  - я держусь из последних сил. Но любой диалог с этим сотрудником заканачивается криком. Что делать?"

Действительно, как поступить если с одной стороны - сотрудник ценный и грамотнный, с другой стороны ведет себя подобным образом. Хорошо будет управлять им тот, кто знает цену внимания, как сверхвознаграждения для человека. Кстати, зная стоимость этого ресурса и умея им пользоваться, хороший руководитель может существенно экономить на заработной плате, а также управлять ситуацией в коллективе. 

Почему внимание - ценнее денег?

Когда ребенок растет, он пользуется взрослым как зеркалом. Сделал что-то - похвалили, значит хорошо. Ругают - значит плохо. Самое ужасное для малыша - это равнодушие, невнимание. И здесь есть одна любопытная вещь. Детям неважно получают они внимание со знаком "+" или "-" им важно чтобы оно в принцие было. Важно, что взрослый здесь, он рядом, он реагирует и может помочь и защитить.

"Хулиган какой!"- регулярно  говорила мама. "Молодец, какой усидчивый" - говорили окружающие. И ребенок чувствовал, что говорят о нем, и старался именно так себя проявлять.

Кстати, говорят сейчас детям часто ставят диагноз гиперактивность. А вы замечали какие мамы у этих детей? Равнодушные и будто потухшие. Вот они и стараются всеми силами внимание привлечь. Вот как разобьет что-то ценное - у мамы эмоции: "Что ж ты наделал, горе ты мое". А он и рад стараться. И снова будет привлекать внимание доступным ему способом. Так дети фиксируют опредленное поведение, которое дает им сверхвознаграждаение.

 А где же взрослые? 

Что мы все про детей? Ведь начали ж про взрослых и руководителей. А дело в том, что люди вырастают, но суть сверхвознаграждения в виде внимания почти не меняется. Кто был хулиганом - регулярно бросает вызов обществу. А хорошие мальчики и девочки идут работать в корпорации. И там для них вместо мамы или важного взрослого внимание дает теперь руководитель. И каждый будет стараться получить от него свою порцию. А вот знак "-" или "+" снова неважен. Кто-то будет делать ошибки будто невзначай, что бы лишний раз обратили на него внимание при всех, кто-то будет побеждать и добиваться успеха, кто-то воровать чужие идеи только чтобы "похвалили". Кто-то будет регулярно болеть и быть несчастным, как это он проделывал в детстве, когда весь мир начинал крутиться вокруг больного. Кто-то задавать очень много дотошных вопросов и не понимать с первого раза. А кто-то вызывать арессию странными подростковыми выходками. 

Именно изменить полюс внимания мы посоветовали молодому руководителю, которого доводил сотрудник. И их общение стало иным. 

Продуктивность

Руководитель - единственный человек в этой экосистеме, который научился тоже самое получать не от старшего взрослого, а от общества в целом. А все его подчиненные ждут сверхвознаграждения или внимания от него. И самым разрушительным в этой истории для бизнеса в целом будет равнодушие руководителя.

Проводились исследования продуктивности: один коллектив руководитель ругал, другой хвалил, а на третий не обращал внимания. В первых двух случаях продуктивность сотрудников возрастала. А в третьем варианте в коллективе царили сплетни, слухи, а в работе апатия и равнодушие. Стратегию поведения здесь нужно выбрать самому руководителю. Иногда помогает изменить минус на плюс. Иногда - дополнительная похвала и продуктивность возрастает. Иногда человеку не так нужны премиальные, как важно поднять самоцоенку в глазах окружающих. Признать его лучшим в глазах коллектива. Сделать то, чем он будет гордиться.

Но обязательно обратите внимание на того человека в коллективе, на кого никогда не обращали. Именно этот человек молча чаще всего управляет всеми. Ибо вы ему не даете внимания, а брать его где-то надо. И он извлекает его из коллектива тем способом, которым умеет. 

И есть другие люди. Вы наверняка слышали выражение "Деньги не главное, важно интересные задачи". Так вот чем сложнее задачу вы дадите такому человеку, тем меньше можно платить. Его форма сверхвознаграждения - результат в финале и аплодисменты окружающих. Автор этих строк довольно долго была в этой парадигме, поэтому может с увренностью утверждать, что в этом случае, действительно, можно не переплачивать даже талантливым людям. Важнее другое. А вот когда вопрос  вниманием и аплодисментами за результаты решен, в дело вступают деньги как эквивалент внимания. Но чаще всего, если сотрудник это понял, то он становится руководителем. Если же нет - карьера движется горизонтально. 

Цена внимания

Сейчас мы можем с вами наблюдать настоящие битвы за внимание - развивается личный бренд, зависимость от лайков и комментариев, в ход идет эпатаж и другие способы. Ценой такого интереса становятся розовые волосы, экстремальные увлечения, нытье и даже болезни. Увы, часто человек не зная, чем и как привлечь к себе внимание начинает болеть и хандрить, сначала он купается в заботе окружающих, а потом наступает точка невозврата. Что делать? Дарить внимание до того, как человек начнет его извлекать таким способом. 

Кстати, дорогие подарки - альтернатива тому вниманию, которого человек недополучил. Либо это эквивалент того внимания, которое человек хочет оказать другому.

Заинтересовалась этим вопросом после того, как поняла, что управление объектами внимания помогает избавиться от волнения, помочь в переговорах, позволяет перезагрузить мозг и даже избавиться от воров ( подробнее здесь). Но оказалось, что эта тема гораздо глубже и интереснее.  

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на такой ресурс как внимание. Такая вот тавтология. Есть такой закон - там где ваше внимание, то растет и развивается. Иногда бывает, что  проект встал, а у него было все - люди, деньги и другие ресурсы. Чаще всего ему не хватило внимания всего одного человека. А именно - главного. 

А где ваше внимание? И в каком внимании нуждаетесь вы?