По сегодняшний день одним из наиболее традиционных методов исследования и преподавания истории искусства, остается такой, который предполагает поступательное движение по исторической хронологической канве. То есть наиболее логичным методом изучения искусства нам представляется такой, который начинается с изучения Древнего Рима, затем Древней Греции, далее Средних веков, а потом искусства Возрождения. Закономерным становятся вопросы: почему именно такой способ познания истории искусства кажется нам наиболее универсальным и кто положил начало его формированию? 

        В 1550 году известный живописец и архитектор Джорджио Вазари написал работу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая вплоть до наших дней воспринимается как краеугольный камень в искусствоведческой науке. «Жизнеописания» представляют из себя сборник биографий величайших художников  (считается, что Вазари является основоположником этого жанра художественных биографий), располагающихся в хронологической последовательности. Кажется очевидным, что такую громадную и кропотливую работу практически невозможно было проделать в одиночку, поэтому понятным становится тот факт, что книга была издана под спонсорством патрона Медичи (Козимо I), который дал деньги на публикацию этой книги. Собственно, в связи с этим первая публикация работы была посвящена именно ему. 

       Художник видел основной целью своей книги попытку поставить во главу угла именно итальянское искусство. Рожденный в Тоскане, Вазари отдавал большое предпочтение именно флорентийским мастерам и флорентийскому искусству. Потому его «детище», галерея «Уффици», которая была расположена во Флоренции и архитектором которой он являлся, как бы следовала за словами Вазари – картины в галерее располагались согласно главам в «Жизнеописаниях». Не смотря на то что в наши дни композиция музея «Уффици» меняется, кураторы все же стараются в ее построении ориентироваться на метод, предложенный Вазари. Проходящая в настоящий момент в Риме великолепная выставка, посвященная Рафаэлю, тоже в некотором смысле отдает дань методу Вазари. Композиция на ней построена по принципу обратной хронологии, начинается со смерти великого художника. На выставке делается акцент на моменте смерти Рафаэля  – под стать тому, как делает его и сам Вазари в своей работе, когда пишет о том, что для всего Рима смерть художника была неимоверно трагической. Правда, многие сюжеты из тех, что отражены в произведениях, представленных на выставке, не происходили в реальности и не были описаны у Вазари, тем не менее они органично вписались в «историческую паутину» искусства Возрождения художниками XIX века, которые фантазировали на эту тему. 

         И тем не менее, не смотря на то что метод Вазари кажется достаточно логичным, в настоящее время его подход стремительно изживает себя. Многие исследователи начинают воспринимать идею прогрессивного искусства как уже давно не актуальную, а потому получается, что возникает серьезная необходимость в том, чтобы по-другому смотреть на искусство, исследовать его иначе и по-другому его преподавать. 

         Пример выставки, посвященной Рафаэлю и упоминаемой выше, доказывает, что даже в современных реалиях, в которых система исследования искусства старается полностью трансформироваться, у кураторов не получается абстрагироваться от методов, предложенных Вазари. Во многом это связано с тем, что «Жизнеописания» до сих пор остаются самым полным и исчерпывающим источником информации о жизни некоторых художников. Например, в книге Вазари приводит биографию художника Паоло Уччелло, о котором мы можем найти не так много информации, если не обращаться к Вазари. Не смотря на большое количество неточностей в разных биографиях, описанных им, и невозможности проверить достоверность фактов, ему удается дать описание характеру творчества конкретных авторов, проанализировать их картины, по которым сейчас нам проще понять, что эта работа определенного художника, а не какого-то другого. Так, в случае с Уччелло, его кисть мы можем определить по склонностям к изображению шарообразных объемных нимбов или тюрбанов на головах у персонажей. 

      Итак, очевидно, что если говорить о «Жизнеописаниях» как об источнике знания о художниках, нужно отдавать себе отчет в том, что необходимо быть предельно внимательным к тексту и проводить колоссальную и кропотливую работу над отбором достоверных фактов. В настоящее время искусствоведы считают, что изучая и преподавая историю искусства, правильно и важно уметь выстроить повествовательную линию. Также есть множество методов изучения истории искусства, которые считаются наиболее актуальными в современных реалиях и которые призваны помочь нам понимать и интерпретировать современное искусство. 

      Подробнее о методе Джорджио Вазари, о том, почему его хронологическое поступательное движение в изучении истории искусства изживает себя и какие актуальные методы приходят ему на смену, рассказывает известный искусствовед и международный арт-эксперт Елена Гусева, в онлайн-школе «Как научиться понимать картины: от Леонардо до Ван Гога» на образовательной платформе онлайн-мероприятий ScienceMe.

_____________________________________

Автор статьи:  Коваленко Софья , культуролог