За плечами Кремлевские елки, на которые дети соотечественников со всего мира присылают самодельные игрушки, онлайн-конференции с космонавтами, «Диалог с Пушкиным», разлетевшийся по странам, тысячи детей с всех уголков земного шара читают стихотворения военных лет.

О том, как развивать детские таланты и помогать российским детям за границей реализовывать себя.

— Ольга, расскажите, как возникла организация «Синергия талантов» и какова ее основная идея?

— Мы основали «Синергию талантов» 9 декабря 2019 года, чтобы открывать талантливую молодежь не только среди российских детей, но и детей соотечественников, проживающих за рубежом. Это — самая главная идея «Синергии талантов». Чуть позже, 19 декабря 2019 года, мы подписали соглашение с Виктором Петровичем Водолацким, председателем Комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Так наша активная деятельность обрела юридический высокий статус.

— Я знаю, что у вас очень много проектов. Расскажите о них.

— Все наши проекты направлены на популяризацию русского языка, культуры, литературы за рубежом. Миссия — сохранение русского мира за рубежом. В рамках наших проектов мы хотим объединять детей, развивать их способности.

— С кем вы работаете за рубежом, как вы находите детей соотечественников?

— Мы работаем с центрами дополнительного образования, с русскими школами, с подростковыми клубами, с координационными советами соотечественников (КСОРС). Но также помогаем людям с их проектами, если они к нам обращаются, даже если они ни от какой организации.

— С российскими детьми вы тоже работаете?

— Конечно, например, в Ростове-на-Дону мы проводим разные проекты со школьниками. Мы стараемся их вовлекать в международную деятельность. Знаете, как интересно получается? Например, российские дети подписывали книги детям из разных стран в рамках акции «Подари книгу другу - соотечественнику». Например, детям из Малайзии мы отправили 100 книг, так у них там очередь в Русском доме за ними.

— Какой проект у вас самый любимый?

— Это фестиваль новогодних елок, конечно. Он просто необыкновенный! Дети вместе с родителями, всей семьей, делают новогоднюю игрушку на елку. Присылают ее в Россию, мы здесь распределяем их по номинациям и украшаем этими рукотворными игрушками новогодние елки в ведомствах.

— Как интересно! В каких ведомствах?

— В Государственной Думе, в госкорпорации Роскосмос. В 2020 году мы сделали первую елку Мира и Дружбы, за что огромное спасибо Марии Захаровой и Департаменту информации и печати Министерства иностранных дел РФ. Она нам очень помогла в тот непростой период, после пандемии. Когда дети увидели свои игрушки на елке у нее на брифинге, они были так счастливы! Одна мама звонила из Бангладеша и плакала. Это очень эмоциональный конкурс, дети запомнят его на всю жизнь. Такой вектор привязки к России.

Фото из архива Ольги Звонаревой
Фото из архива Ольги Звонаревой

— Новогодние елки — тематические? Или дети делают любые игрушки, на свой вкус?

— В прошлом году елки были приурочены к 100-летию со дня основания СССР. Елки представляли собой республики. Так дети узнавали больше об истории СССР, о разных культурах. Заодно о том, какой раньше был дружный интернациональный мир.

— Куда вы потом деваете игрушки, после новогодних праздников?

— В прошлом году лучшие работы были переданы в Музей елочной игрушки «Клинское Подворье». Там есть экспозиция «Фейерверк новогодних игрушек», где всегда можно посмотреть все эти работы.

— В этом году конкурс новогодних игрушек на какую тему?

— Русские народные промыслы и символы России, 18 номинаций. Там есть хохломская, палехская роспись и много других. Есть еще номинация «символ России»: медведь, валенки, варежки. Или, например, сарафан, кокошник, бусы.

В этом году у нас будет несколько елок: космическая в Роскосмосе, в Государственной Думе, Пушкинская елка в усадьбе Гончаровых. Интересно, что у Гончаровых тоже была такая традиция: делать рукотворные игрушки на елку.

— Что у вас в ближайших планах?

— Планов очень много. Например, каждый год ко дню Космонавтики мы делаем проект «Полет над миром». Проводим квест-турниры, конкурс рисунков «Моя галактика», дети присылают рисунки со всех стран мира, поздравляем космонавтов на орбите. В этом году отправили много открыток в Звездный городок. Космонавты поставили автограф, написали «спасибо» и отправили открытки обратно. Дети были так рады! Для них это был самый лучший подарок. Мы встречались с космонавтом, Героем России Андреем Борисенко, дети из разных стран мира задавали ему вопросы онлайн, он рассказывал им про достижения российской космонавтики.

— Еще у вас есть проект, связанный с Пушкиным.

— Да, он называется «Диалог с Пушкиным» и направлен на популяризацию творчества великого поэта. Дети знакомятся не только с его произведениями, но и с прямыми потомками Александра Сергеевича. Мы издали книгу тиражом 2000 экземпляров и отправили ее в 100 стран мира, часть раздали на всемирной тематической конференции соотечественников. На единой платформе собрали все лицеи, музеи, памятники Пушкину, развивающий и архивный материал. Этот проект поддержал фонд «Русский Мир» и в этом году к нему присоединилась Елена Сабурова, потомок великого поэта.

Известный ливанский дизайнер и парфюмер Роди Райдан в рамках проекта создает духи, запах которых мог бы понравиться Александру Сергеевичу.

— Какие проекты или мероприятия вы проводите ко Дню Победы?

— У нас очень много патриотических проектов в том числе, «Я помню, я горжусь»: читаем стихотворения военных лет. Этот проект мы реализуем с нашими соотечественниками из Иордании Евгенией Аль Ведьян и Еленой Шестовой на протяжении 7 лет. Он самый масштабный, в нем участвуют 8229 детей соотечественников из разных стран мира. Вместе с Екатериной Кременской из Катара дарим открытки ветеранам, а ветераны рассказывают детям про события военных лет. Мы переводим дневники тех лет, письма, делаем все, чтобы сохранить память.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в такой обширной деятельности?

— Я вообще не люблю говорить про трудности. Мне кажется, что у нас их нет. Решаем задачи разной сложности, но никогда не называем их проблемами или трудностями. Ежегодно отчитываемся перед комиссией Президента о своей деятельности. Все наши проекты прозрачны, можно увидеть реальное количество наших участников.

— Ольга, почему вы выбрали для себя именно эту деятельность?

— Это вполне осознанный выбор, я считаю себя миссионером, который служит детству и российским детям, где бы они не жили. Мне нравится работать с детьми, помогать им открывать в себе таланты, развивать их вместе с ними. Я занимаюсь этим уже много лет и разработала много специальных программ. Например, «Траектория интеллекта», программа направлена на развитие 12 видов интеллекта с помощью специальных диагностических методик и интеллект-тренингов. В рамках программы мы собрали головоломки из разных стран мира, около 1500 наименований, и по ним проводим соревновательные занятия.

— На какой возраст рассчитана «Траектория интеллекта»?

— Она для дошкольников и младшей школьной группы, от 5 до 12 лет. Дети приобретают разные компетенции, мы выявляем их яркие способности и даем родителям рекомендации.

— Вы так много времени уделяете развитию детей. Каким было ваше собственное детство?

— У меня рано погибли родители, и бабушка специально уехала в деревню, чтобы меня там вырастить. Так что я росла на природе, на воздухе, на свободе, и на самых лучших продуктах тоже. Я ей так благодарна за это, потому что с детства ощущаю себя свободным человеком. Свободным в мыслях и действиях.

— Какое у вас образование, пригодилось ли оно в вашей деятельности?

— Я из вечных студентов. С 6 лет, с тех пор как я пошла в школу, я непрерывно обучаюсь. Мне очень много дала наша система обучения. Но если обо всем по порядку, то сначала я выучилась на портного-закройщика, чтобы самой себе сшить гардероб, который я хочу. Создать, как сейчас говорят, свой личный образ. Потом я поступила в педагогический колледж. Я росла одна у бабушки, и в поле зрения не было других детей, поэтому я совершенно не представляла себе, как воспитывать детей в будущем. Поэтому выбрала профессию педагога-логопеда. Потом я изучала управление образованием. И сейчас заканчиваю Академию при Президенте РФ.

— Ваша глобальная цель?

— К сожалению, мы все больше и больше уходим в сферу искусственного интеллекта, рукотворное творчество на грани остановки в своем развитии. Нас захватывает роботизация, роботы пишут картины, учат танцам. А человеку нужен человек, и нужно, чтобы за всеми этими достижениями мы не потеряли себя как творческих людей. Наши проекты направлены в том числе и на решение этих проблем человечества. Как говорил Максим Овчинников, заместитель генерального директора Госкорпорации Роскосмос по экономике и корпоративному управлению: «Помните одну важную штуку. Все ограничения, которые существуют, они существуют только в ваших головах. Каждый из вас может изменить мир, изменить предприятие, изменить коллектив, изменить будущее». К сожалению, Максим Александрович не так давно ушел из жизни, но он успел подарить детям на Новый год космическую елку. Ее устанавливают в Роскосмосе и украшают рукотворными игрушками, которые делают дети соотечественников со всего мира. И мы обязательно будем продолжать этот проект. Детские мечты должны сбываться. 

Фото из архива Ольги Звонаревой
Фото из архива Ольги Звонаревой