Как Вы начали заниматься живописью? Почему сделали такой выбор?

Картина «Сплетаясь костями». Фотография из личного архива Алисы Поляковой
Картина «Сплетаясь костями». Фотография из личного архива Алисы Поляковой

До двадцати пяти лет моя жизнь совсем не была связана с живописью. Я не заканчивала художественную школу и более того, даже и не могла представить, что когда-нибудь вообще возьму в руки кисть. 

На момент окончания школы, я понимала только, что хочу заниматься чем-то интересным и необычным. Чем-то, что не будет меня тяготить по жизни, как многих «взрослых», которые не любили свою работу.  И к выбору вуза я подошла чересчур по-детски, решив воплотить свою давнюю мечту - стать археологом. 

Мне удалось поступить на исторический факультет и тут то и случилось первое разочарование, я поняла, что это вовсе не моя жизнь. Я несколько раз ездила на раскопки и мне безумно понравилось, но они проводились исключительно в летний период, а в остальное время приходилось изучать много материала, который, к сожалению, мне был неинтересен, и я осознала, что совсем не на своем месте. 

Университет я все же закончила, положила диплом на полку и с тех пор ни разу не взяла его в руки. 

Поиски себя продолжались, и в какой-то момент я заинтересовалась графическим дизайном. Тогда это была трендовая профессия, которая мне показалась интересной и не скучной. Я оказалась в этой сфере, благодаря лучшему другу - программисту, он очень помог мне войти в профессию, в которой я развиваюсь по сей день. 

К живописи я пришла совершенно случайно. Я вообще люблю говорить такую фразу «Рисование спасло мою жизнь». Может это и звучит пафосно, но это точно так. 

В один момент на меня слишком многое навалилось. Проблемы со здоровьем, загруз на работе, разочарование в друзьях и болезнь близкого человека. Я всегда была чересчур эмоциональной и любые мелочи воспринимала, как трагедию, но тот период действительно был сложным. 

Помню, что пришла с работы, уставшая, на грани нервного срыва, и уселась на диван. Мой муж на тот момент занимался татуировкой и у него были книги по рисованию, я просто взяла самую толстую книгу по академическому рисунку, и подложив ее под лист бумаги, стала бездумно что-то черкать. Я где-то читала, что таким образом можно выплеснуть негатив и мне показалось, что помогает. В какой-то момент, мне стало скучно бесцельно мучать бумагу и, открыв книгу на первой попавшейся странице, я обнаружила рисунок кувшина и просто решила его срисовать. В итоге у меня получился кривой, страшный, грязно заштрихованный кувшин. Конечно рисунок был ужасен, но я ощутила невероятную легкость в голове и спокойствие. С тех пор при любой возможности, я старалась взять в руку карандаш и перерисовать парочку рисунков из книги. Постепенно я пришла к рисованию пастелью, а затем акрилом.  На тот момент, у меня даже и в мыслях не было, что я начну серьезно заниматься живописью, но в итоге обстоятельства сложились так, что теперь это дело моей жизни.

Картина «Коррозия». Фотография из личного архива Алисы Поляковой.
Картина «Коррозия». Фотография из личного архива Алисы Поляковой.

Что вдохновляет вас на создание новых работ и какой стиль вы предпочитаете? Как бы вы описали свой стиль живописи? 

На создание картин вдохновляет жизнь! Люди, интересные ситуации и события. По сути то, что я изображаю на холсте - мой взгляд на ту или иную ситуацию. 

Я обожаю сюрреализм – это, поистине, невероятное искусство, на мой взгляд, порой сумасшедшее и непонятное. Вдохновляет гиперреализм, абстракционизм и многое другое, но в своих работах стараюсь не ограничиваться каким-то определенным стилем, могу многое совмещать. 

Какие темы чаще всего присутствуют в вашем творчестве?

Я люблю писать о чувствах и стараюсь делать это как можно искренней.

Мне нравится рассуждать о поступках людей и их мотивах, смотреть на то, к каким последствиям это приводит, и разбирать многие стереотипы, которые укоренились в мышлении современных людей. Решения, которые мы принимаем, пути, которые выбираем, приводят в конкретную точку. Например, если мы гонимся за богатством и хотим получить его за счет других, нам придется платить за это смирением и послушанием. Если полностью отдаемся отношениям и верим в сказочную историю о вторых половинках, при этом бесконечно ущемляя собственные интересы ради партнера, то получаем нездоровую любовь, в которой постоянно подстраиваемся и теряем собственное я. 

Но в моем творчестве нет осуждения. Я наоборот всегда стараюсь докопаться до истины, которая сподвигла человека к тому или иному поступку. Чаще всего за многими непонятными, на первый взгляд, поступками стоит большая тайна или сильная боль. Но мы не знаем этого, т.к. видим только одну сторону очень многогранной истории, и часто беремся осуждать других.  

В своих работах я стараюсь мыслить без стереотипов и ограничений, ведь это то, что часто мешает самовыражению и стремлению человека к счастью. Мир уже не кажется слишком волшебным или враждебным, когда понимаешь, что сам можешь построить вокруг себя любую реальность. Возможно все, если снять розовые очки и избавится от черно-белого мышления. 

Фотография из личного архива Алисы Поляковой
Фотография из личного архива Алисы Поляковой

Как приходят идеи Ваших работ? 

Идеи приходят спонтанно. Чаще всего во время общения с людьми. Зацепиться могу за случайно брошенную фразу, сказанную кем-то, либо за тему разговора, которая натолкнула на размышления. В голове тут же рождается визуальный образ. На этом этапе он еще недостаточно зрелый и я просто записываю идею в заметки. Затем вынашиваю ее какое-то время, может быть такое, что образ не выходит из головы и достаточно быстро воплощается в картину, а могут пройти и месяцы. 

Самый сложный этап - создание референса. Достаточно долгий и трудозатратный процесс, но здесь мне очень помогает профессия дизайнера. Я работаю в Photoshop и полностью отрисовываю там изображение, которое в итоге будет на холсте. Продумываю внешность персонажей, цвета, окружение до тех пор, пока картинка не сойдется с образом в моей голове воедино. Несколько раз мне даже помогала нейросеть в создании некоторых деталей. 

Когда референс меня устраивает я приступаю к картине, но если честно, у меня ни разу не было такого, чтобы картина в итоге один в один совпала с рефернсом. Чаще всего, во время работы за полотном, изменения происходят сами собой и я не стараюсь сильно ограничиваться референсом, а просто доверяю своей интуиции.

Фотография из личного архива Алисы Поляковой
Фотография из личного архива Алисы Поляковой

Как Вы относитесь к своим работам, может есть особенно любимые?

На самом деле, сложно выделить что-то одно. К каждой моей работе у меня особое и трепетное отношение и я не совру, если скажу, что вкладываю душу в свои картины. 

У меня есть скорее особо личные проекты. Настолько личные и значимые для меня, что я не могу их продать, либо подарить даже близким. Такие работы обычно долго ждут своего часа, а затем я их сжигаю, потому что они не могут никому принадлежать, даже мне. В этом и есть их самая большая ценность.

Как вы считаете, Ваше творчество отражает Вашу личность и внутренний мир? 

Считаю, что полностью отражает. Все мои мысли и чувства, то, что волновало меня когда-то - все показано в моих работах. Я своего рода сторонний наблюдатель.

Как я уже говорила, искусство когда-то спасло меня в трудный период и продолжает спасать до сих пор. В итоге я благодарна тому периоду, потому что тогда я нашла свое дело и теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Это намного больше чем способ самовыражения, на данный момент мое творчество - это то, без чего я уже не могу.

Как вы оцениваете современное состояние искусства и его влияние на общество? С учетом развития диджитал искусства, актуальна ли живопись сегодня?

Искусство было актуально во все времена, но далеко не каждый человек мог позволить себе покупать или создавать его. 

Понятно, что мир меняется и мы должны идти в ногу со временем, многое упрощается благодаря современным технологиям. Если мы рассматриваем искусство, как субъективный взгляд творца на окружающий его мир, то выходит диджитал арт тоже искусство, ведь это такой же взгляд художника. 

Касательно живописи, она, на мой взгляд, также актуальна и в наше время, но в определенных кругах.

На самом деле есть огромное количество коллекционеров, которые покупают живопись, как для души, так и как способ дальнейшего инвестирования. Но опять же, это сфера интересов, далеко не каждый ценит кропотливую ручную работу и индивидуальность мысли творца в эпоху современных технологий, где идея генерируется за пару кликов.

Картина «Слепая ярость». Фотография из личного архива Алисы Поляковой
Картина «Слепая ярость». Фотография из личного архива Алисы Поляковой

Зачем людям приходить на выставки? Кто Ваша аудитория?

Моя аудитория - не только эмоциональные и сверхчувствительные люди, но и любители покопаться в себе. Я стараюсь создавать работы понятные и знакомые каждому, которые будут откликаться в человеке, напоминая что-то из его жизни. Это может быть новая интерпретация старого чувства, или новый взгляд на общественную проблему. Я думаю, что мои сюжеты будут знакомы в той или иной степени каждому, независимо от пола, возраста и образа мысли. 

Расскажите про Ваши картины на выставке Evolution Art Pro Явление.

Картина «Сплетаясь костями» как раз о чувстве, которое знакомо каждому. Это та стадия влюбленности, в которой ты погружаешься в партнера настолько сильно, что уже не можешь понять где граница между вами. 

На этой стадии чувства между партнерами кажутся сказочными, а разум затуманен настолько, что все другие люди, дела и даже быстротечность времени становится неважным. Обычно такая пелена перед глазами происходит из-за выброса в кровь огромного количества гормонов и нейромедиаторов, которые не дают человеку здраво и объективно видеть недостатки партнера. 

Я видела людей, которые, будучи в отношениях, отказывались от друзей, собственных интересов и даже личного комфорта в пользу партнера. Но чаще всего, по истечению времени, они приходили в себя и осознавали, что за время такого забвения их собственное «Я» полностью исчезло. 

Здорово, если люди вовремя могут очнутся и установить личные границы, и очень страшно, если в этой пелене прошло пол жизни. Упущены возможности, потеряны друзья, и уже давно не помнишь, чего хотел на самом деле. 

А по истечении времени кости имеют свойства срастаться и если они срослись неправильно, то их приходится снова ломать.

Картина «Сплетаясь костями». Фотография из личного архива Алисы Поляковой
Картина «Сплетаясь костями». Фотография из личного архива Алисы Поляковой

Спасибо Вам за интервью!

В конце 2023 состоялась выставка Evolution Art ProЯвление.

Выставка Pro Явление в Москве — это более 100 работ от 25 художников в различной технике: живопись, графика, металл, стекло, декоративное искусство.

Концепция выставки:

Проявление — выражение определенного качества, свойства или идеи. В более широком смысле, проявление может относиться к любому виду отображения чего-либо, что может быть заметно или ощутимо. Это может быть физическое проявление, например, симптом или маркер — лакмусовая бумага, или эмоциональное проявление, такое как выражение чувства. В контексте искусства творческие работы художников выражают их идеи и концепции через различные формы: живопись, скульптура, графика и т.д. Куратор выставки - Ника Тя-Сен.

Картина «Плата за молчание». Картина из личного архива Алисы Поляковой
Картина «Плата за молчание». Картина из личного архива Алисы Поляковой