Фото: Guilherme Stecanella
Фото: Guilherme Stecanella

Жалуетесь на РЖД? А зря. В изумительной Италии поезда иногда вообще не приходят.

Да-да, если вы путешествуете по этой стране на поездах, готовьтесь к неожиданностям. Во-первых, каждый раз, когда вы садитесь у окна, есть риск столкнуться с самой головокружительной панорамой бескрайнего моря и бездонных пропастей, которую вам доводилось видеть. А во-вторых, рано или поздно ваш поезд опоздает, сломается или просто не придет в свой пункт назначения по неизвестной причине. Даже прогноз погоды здесь более точен, чем расписание поездов.

Железные дороги пронизывают всю Италию. На поезде можно доехать даже на Сицилию, которая, напоминаю, остров! В местечке Villa San Giovanni в Калабрии вагоны перемещают на паром, который через Мессинский пролив, как раз где живут Сцилла и Харибда, домчит вас до родины «Коза ностры» и Архимеда.

Поначалу кажется странным, но в Италии нет никакого единого оператора вроде РЖД. Здесь курсируют составы разных компаний и категорий. Поэтому вы можете выбирать между скоростными и дорогими, или медленными и дешевыми поездами. Но какими бы ни были эти поезда, однажды они опоздают.

Мы с мужем Димой каждые выходные куда-то мчим, и нам потребовалось время, чтобы привыкнуть к этим опозданиям. Как это бывает?

Например, надоест вам Рим, что невероятно само по себе. Вы захотите рвануть, скажем, в Салерно - поглазеть на зуб апостола Левия Матвея. Хорошее дело, не вижу совершенно противоречий. В кассе вокзала вам предложат несколько вариантов маршрутов на разные деньги. Кроме прямых поездов, это будут маршруты с пересадками. Они обычно дешевле. Нельзя сказать, что дороже - одна пересадка или три. Логики здесь нет. Случается, что прямой поезд стоит дешевле, чем маршрут с двумя-тремя пересадками. Когда вы оплатите поездку, вам выдадут один или несколько билетов, в зависимости от выбранного маршрута. Бывает так, что по одному билету вы можете проехать в двух поездах на маршруте.

Поначалу мы покупали билеты, исходя из их стоимости и особо не задумывались о возможных проблемах с пересадками. Пока однажды наш поезд из Скалеи больше чем на час не опоздал до Сапри, где нас ждала пересадка до Салерно, а оттуда - до Помпей, где мы должны были сесть на автобус и доехать до большого кратера Везувия.

Это было наше первое опоздание такого рода. Мы находились в незнакомом итальянском городе без знаний о нем в толпе галдящих итальянских студентов и с проблемой, которую с нашим весьма средним итальянским было необходимо решить. Хорошо хоть день был солнечный!

Что же делали галдящие итальянцы? Они организовались и устремились к кассе, где имели весьма продолжительную беседу с кассиром. Надо сказать, что итальянцев в Италии слышно всегда. То есть не бывает так, что они говорят шепотом или вполголоса.

Мы решили пойти за ними, мало ли, узнаем что-то новое. Однако увидели мы только то, что это толпа, ничего не купив, отхлынула и встала на платформе, продолжая галдеть.

Расписание нам сообщало, что следующий поезд до Салерно прибудет через час. Но стоит он на треть дороже. Недолго думая, мы решили обменять наши билеты с доплатой на более дорогие, чтобы не нарваться на штраф для безбилетников, который в Италии составляет до ста евро.

Это было глупым решением. Вместе с нами в дорогой поезд ринулась вся толпа наших новых знакомых, не доплативших за свои билеты. И никто их не высадил. Поезд, по-русски говоря, был понтовый. С розетками, туалетами, и летел, как ястреб.

Почему их не высадили, мы узнали через неделю, когда опоздал наш поезд до Неаполя. На платформе местный житель нам доходчиво объяснил, что мы не несем вину за их опоздание и можем сесть на любой ближайший поезд до места назначения, вне зависимости от его стоимости.

С тех пор мы только так и делаем. Не знаю, так ли написано в итальянских правилах, но пока нас никто не высадил.

Удивительно, но сами итальянцы вовсе не расстраиваются из-за этих опозданий. Некоторые в ожидании следующего поезда идут в привокзальное кафе, выпивают там наперсток ристретто, запивая его холодной водой. Другие общаются, смеются и тоже ждут поезда.

С покупкой билетов тоже хватает проблем. Сейчас их можно приобрести несколькими способами: в кассе, в терминале на вокзале, в табачном магазине, на сайте Trenitalia и в приложении. С каких-то пор мы покупаем билеты в приложении. Потому что:

а) в маленьких городах кассы работают по непонятному расписанию (порой вообще не работают)

б) терминалы не принимают к оплате либо карты, либо купюры, либо монеты (или вовсе сломаны)

в) табачные магазины находятся неизвестно где, как раз закрыты на сиесту или не работают в выходной день

Как видите, причин хватает. Однажды мы оказались в почти безвыходной ситуации, добравшись до вокзала, расположенном высоко на склоне горы над городом. И если бы не интернет, домой в этот день мы не попали бы. Вокзал был закрыт, терминалы находились внутри закрытого вокзала, а табачный магазин остался внизу в городе и, скорее всего, уже не работал - солнце-то село.

Это случилось в живописнейшем городе на Амальфитанском побережье Vietri sul Mare. Билеты, как вы понимаете, мы заранее не купили. Холодало. Причем сильно. Никакого кафе с горячим кофе рядом не было. Только виды на вечерний город грели нам душу. И, как это обычно бывает в похожих ситуациях, меня осенило! Я скачала приложение Trenitalia и купила билеты. Это был наш ответ местному раздолбайству. С тех пор мы только так и делаем. В приложении, помимо всего прочего, показывают пересадки и время опоздания поездов. Так что маршрут можно в случае чего изменить.

Кстати, электронные билеты нужно показать кондуктору на смартфоне, он их считает сканером с экрана. А вот бумажные необходимо компостировать в валидаторах на платформах, иначе могут оштрафовать. Однажды мы забыли это сделать, но кондуктор распознала в нас иностранцев и простила на первый раз.

Так что, если вдруг решите пожаловаться на РЖД, вспомните мой рассказ. В отношении железнодорожного сообщения страна пиццы и пасты совсем не пунктуальна.