На шестом месяце беременности после запрета заниматься спортом я оказалась в плену четырех стен и решила выучиться на кондитера. Дело, надо сказать, пошло хорошо. Кроме того, что был счастлив муж, у меня появились клиенты на выпечку. Таким образом я оказалась в коллективе предприимчивых мам в декрете. 

Некоторые такое явление называют унизительным термином «гормональное предпринимательство». Впервые с таким определением занятости молодых матерей я столкнулась в комментариях в фейсбуке. Его метко ввернул мужчина, рассуждая о коммерческой деятельности женщин в декрете. Тогда я сочла его очень емким и характерным.

Уже позже, став мамой, я в полной мере оценила те самые “гормоны”, от которых якобы проистекает такое “предпринимательство”. И “гормоны” эти оказались вовсе не гормонами, а способом отвлечься от почти непроходящей физической боли, недосыпа и постоянного присмотра за ребенком. 

Взявшись за торты, я хотела делать что-то красивое, на что, собственно, никогда не хватало времени, и что меня бы радовало. Поверьте, мужчины, когда находишься в рутине двадцать четыре на семь, очень важно видеть результат своей деятельности. 

Мои знакомые мамочки тоже не отстают. Они мастерят украшения, шьют детскую одежду и, конечно же, приводят в порядок бровки/реснички/ноготочки. 

Когда сыну было полгода, у меня появилась новая клиентка на PR-поддержку. Очень солидная стильная дама. Угостив ее тортом на первой встрече, я рассказала, как дошла до кондитерства. А она от чистого сердца в ответ поведала, как в первую беременность шила кукол, а во вторую — уже одежду для беременных.

Девушки, которых постигло такое “предпринимательство”, часто имеют не одно высшее образование и серьезный опыт работы. Они создают вполне работающие бизнесы и иногда становятся более успешными, чем их мужья. 

Одна моя знакомая своими “ресничками” не первый год кормит семью. Отучилась в первую беременность, второму сыну уже четыре года, а она так и работает. Ее муж зарабатывает немного. Так сложилось.

Другая мать во время декрета выучилась на парикмахера и начала стричь знакомых.  Сейчас двое ее детей ходят в сад, а у нее свой салон.

Еще одна мамочка делает массаж. С какого-то времени она растит сына сама и это «предпринимательство» оказалось ей очень кстати. 

В «дни сурка» пирожные и торты радовали меня блеском глазури, эмоции клиентов наполняли кровь дофамином. Мне приходилось все время учиться и развиваться, чтобы создавать новые вкусы. Мой мозг работал, а это, как я сейчас понимаю, было главным.

Сыну сейчас чуть больше года, у меня дополнительная специальность, которая совершенно точно сможет прокормить в случае чего. В том числе, напрямую.

Так что не стоит смеяться над ресничками и бровками, куклами и украшениями ручной работы. Кому-то они жизнь спасают.