При жизни Александр Солженицын сетовал, что в России мало экранизаций его произведений. В 2008 г. писателя не стало, и он так не увидел на экране "Один день Ивана Денисовича" - свой первый рассказ, опубликованный в 1962 г и тут же сделавший его знаменитым. Теперь, спустя 13 лет после смерти писателя, благодаря стараниям режиссера Глеба Панфилова, мы, наконец, имеем возможность его увидеть.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/20210921_2333401.jpg)
Глеб Панфилов, классик нашего кино, автор таких фильмов как «В огне брода нет», «Начало» и «Тема», еще в 60-е годы проявлял интерес к прозе Солженицына (короткий метр по рассказу "Случай на станции Кочетовка"). В 2006 г режиссер снял телесериал по роману «В круге первом», вполне адекватный оригиналу - может быть, потому что сценарий для него написал еще здравствовавший тогда писатель (он же, кстати, читает в нем закадровый текст).
По-иному обстоят дела в случае с экранизацей "Ивана Денисовича", где режиссер многое добавил к литературной первооснове.
В зарубежной версии фильм называется «Сто минут Ивана Денисовича» (столько длится картина). Изменения в названии не случайны. Те, кто помнит книгу, обнаружат, что Панфилов буквально придумал биографию главного героя – Иван Денисович у него работник МТС, после призыва в армию сержант артиллерии, проходит парадом по Красной площади, потом война, плен, побег из плена, лагерь и стройка будущего космического завода, письма от дочки, и даже встреча с загадочной старицей в исполнении Инны Чуриковой – в общем, в фильме додумано многое, чего нет у Солженицына, и оставлено за кадром многое, что у Солженицына есть (например, предыстории других персонажей - товарищей Ивана Денисовича по лагерной жизни).
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/20210921_2011441.jpg)
Оправданы ли такие добавления к хорошо известному тексту? Наверное, Панфилов, с его успешным опытом режиссера и сценариста имел на это право. Главное, что досочиненное, в целом, не вызывает протеста у зрителя и смотрится более-менее натурально, в духе оригинала – хотя это все-таки уже не Солженицын, а Глеб Панфилов - или некий сплав обоих авторов.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/20210921_2011271.jpg)
В картине мы видим героя при совершенно иных обстоятельствах, нежели в рассказе: в фильме Ивану Денисовичу остается отбыть в лагере всего десять дней – по сути, герой должен прыгать от счастья (что не очень заметно на экране) и вызывать всеобщую зависть. В оригинальном же рассказе Иван Денисович находится где-то на восьмом году своего нескончаемого срока, и описание одного дня его жизни завершается горько-ироничным комментарием: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…».
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/20210921_2016591.jpg)
По поводу исполнителя главной роли: Филипп Янковский играет хорошо и, наверное, не зря получил свой приз на фестивале в Локарно, где фильм был впервые показан в августе этого года. Но на роль Ивана Денисовича – такого, каким мы его видим на страницах рассказа Солженицына – человека простодушного, честного, здравомыслящего, свыкшегося с постоянной несправедливостью – словом, воплощения души русского народа – на эту роль интеллигентный, с веселым огоньком в глазах Филипп, на мой взгляд, не очень подходит.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/20210921_2018161.jpg)
К минусам фильма можно отнести и плоские образы отрицательных персонажей – немцев, смершевцев и надсмотрщиков в лагере. Злодеям в фильме не хватает глубины и убедительности, часто из-за плохой игры актеров, их исполняющих. То же самое относится и к некоторым второстепенным персонажам из числа лагерников – на экране они получились гораздо более бледными, чем описаны у Солженицына. А ведь, казалось бы – покажи историю жизни каждого из них, так как она описана в рассказе – и хватило бы с лихвой на сто экранных минут, и выдумывать и добавлять ничего не пришлось бы.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/20210921_1920251.jpg)
Словом, идя на фильм, зритель должен иметь в виду - Глеб Панфилов сделал свое собственное произведение по мотивам знаменитого рассказа. Насколько это ему удалось – вопрос спорный. Впрочем, последнее слово, как всегда, остается за зрителем. Будь этот фильм показан в первые годы перестройки, я уверен, он сорвал бы кассу. А сегодня скромные сборы за первый уикенд показывают, что интерес к теме, столь волновавшей когда-то общество, практически угас.