Все записи
06:44  /  5.03.20

4273просмотра

О Международном женском дне и моя подборка лучших подарков к 8 марта

+T -
Поделиться:

Martial Raysse,  «В прошлом году на Капри», 1962. Иллюстрация с обложки моего экземпляра «Второго Пола» Симон де Бовуар

 

Что мы празднуем 8 марта? Не раздумывая, ответьте на этот вопрос первой фразой, которая придет в голову. Это - ваш ответ.

Помню, как в десятом классе мальчики нашего класса на праздник 8 марта подарили всем девочкам детские погремушки.  Девочек в классе было больше, чем мальчиков, денег ни у кого не было, выбирать каждой девочке индивидуально подарок - ужасная морока, я все это понимала. Но сам выбор здесь красноречив донельзя. В нем отразилось общепринятое представление о роли и месте будущей женщины в обществе, о возложенной на нее функции. Kinder, Küche, Kirche (киндер, кюхе, кирхе).

Историческая справка

Первой Женский день, 28 февраля 1909, объявила Социалистическая партия Америки в Нью-Йорке. Год спустя немецкая революционерка Клара Цеткин предложила на Международной конференции женщин-социалистов 1910 года ежегодно отмечать 8 марта как день трудящихся женщин. С тех пор он отмечается как Международный женский день. 

После того, как женщины получили избирательное право в Советской России в 1917 году, 8 марта стал национальным праздником.

(Сравните, кстати, даты предоставления избирательных прав женщинaм с некоторыми странами Европы:  Франция - 1944, Италия - 1945, Швейцария - 1975 год.)

Организация Объединенных Наций начала отмечать этот день с 1975 года.

 

Россия одной из первых в мире признала равные права женщины во всех сферах общественной жизни. Что от них осталось - другой вопрос. Почему вдруг в 21 веке в России закрутились вихри споров, частo неодобрительных, вокруг феминизма, все проблемы которого в России были, кажется, решены революцией, поставившей женщину на равную ногу с мужчиной ?

Предлагаю начать с начала. С определения. Что есть феминизм. Определив, что это есть такое, будет очень легко ответить на вопросы о том, нужен ли нам феминизм, каковы его роль и задача, кто может быть феминистом и какое отношение имеют к феминизму « гендерные » исследования. Впрочем, на этот последний можно ответить тут же, чтобы не тащить за собой ворох никчемностей. Никакого. Я не очень понимаю, почему как только речь заходит о феминизме, тут же туда тащут « гендерные исследования ». К феминизму они отношения не имеют решительно никакого. Феминизм - это движение за равные с мужчинами права для женщин. Никаких « гендеров » и недоразумений. Если у вас в паспорте написано « женщина », что бы вы не носили, что бы вы о себе не заявляли, вам зарплаты будут платить меньше чем мужчине за ту же работу, вас неохотно будут брать на работу, предвидя все отпуска по беременности, больничные на ребенка и менопаузы, у вас очень немного шансов пробиться на руководящий пост в правительстве или стать президентом. Ок, бог с ним, с президенством. Но зарплата - дело актуальное. Во Франции, например, они даже не особенно стесняются вам это в лицо сказать. После того, как официальная часть собеседования закончена, зарегистрирована, и поставлена точка. Off the record.

То есть феминизм - это движение за равноправие женщин и мужчин. Добиться этого равноправия - его роль и задача.

Кто может в нем участвовать ? Кто угодно. Абсолютно любой человек, любого роду , племени и занятия. Все, у кого есть глаза и уши, чтобы видеть и слышать, и мозги, чтобы рассуждать, и кто не согласен с дискриминацией людей по какому бы то ни было признаку - половомy, расовому, сексуальной ориентации и т.п. Тоже вроде все ясно.

Все эти слова мы знаем. Мы их слышали с детства. Равноправие, братство, равенство полов. Нас от них тошнит. Потому что это – « советская пропаганда ». Мы не хотим в них вдумываться. А вдуматься есть во что. Сколько раз мне приходилось слышать от образованных в общем женщин что-нибудь вроде: "Допрыгались, жили себе в кружевах за пяльцами, захотелось им равенства! Теперь пашут наравне с мужиками и весь дом на них висит - освободились!"

То есть как и во всех прочих делах начинать нужно с ликбеза.

Но мне скажут, что это - скука. Кому интересно знать, что женщина в кружевах не имела права не то чтобы на поступок, но на слово в своей собственной судьбе! Что eй дарили кружева и на нее шикали. Что oна не имела права на:

1) замужество (или незамужество) по своему выбору - ее выдавали за то, что было выгодно для родителей, обычно за капитал;

2) собственность: даже богатая приданница не имела никакого права на свои деньги - они переходили у нее под носом из рук родителя в руки получателя, пардон, - мужа;

3) собственных детей - ими распоряжался муж: мог запретить жене их видеть, например, в качестве наказания, уже не говоря о «в случае измены или развода»;

4) ах, да, уж помянув об измене никак нельзя пройти мимо сюжета: мужчина, он мог ... того, - налево и направо. Государство не поощряло, но создавало условия. Бордели. Официальные. С мед осмотрами и проверками полиции. Платящие налоги. То есть нормальную коммерцию. Необходимую в обществе. Ок. В то же самое время в гражданской части уголовного кодекса о семье была статья "об адюльтере", о супружеской неверности. Угадайте, для кого. По этой статье муж мог: жену отослать от себя, запороть, запереть (с мерами исправительного насилия) ; уж не говоря о том, что детей она больше никогда не увидит и в обществе будет ославлена как существо « потерянное ». И общество никогда ни разу не погнушалось этой своей функцией.

Ok, это -- дикий 19 век. Тьма. Это давно и неправда. Что там у нас в 20? Середине его, например? Это -- уже поколение наших мам и бабушек.

В послевоенные уже годы счастливые и благополучные американские и европейские женщины не имели права:

1) работать без разрешения на то отца или мужа (то есть попросту не имели права на доход, то есть – независимость);

2) иметь счета в банке;

3) регулировать беременности – аборты и контрацептивы были запрещены во всех практически странах Европы до плюс минус конца 60, 70 годов;

4) голосовать (то есть участвовать в политической жизни, выбирая тех, кто представил бы ee интересы) в Швейцарии до 1975 года, во многих арабских странах до 2000-ых годов.

Сегодня во многих странах Европы (во Франции, например) и Америки женщины до сих пор получают меньшую чем мужчины заработную плату за ту же работу. Во многих странах женщины до сих пор должны отстаивать свое право на контрацептивы и аборт. Во всех странах мира статистика о домашних агрессиях и насилии в общественных местах не уменьшается, а растет. 

Все свои права женщины отвоевывали с боем. Шаг за шагом. На каждом этапе этой борьбы за равенство, за человеческое достоинство, за шанс на нормальную жизнь, на образование, профессию, выбор иметь или не иметь детей, стоят конкретные женщины, которые отказались мириться с несправедливостью, с презрением к себе государства, выражающего интересы правящего патриархата. Я думаю, что они заслужили нашего внимания, почтения и благодарности. Мы им обязаны всем, что имеем сегодня.

Именно это мы и празднуем 8 марта. Именно за это мы продолжаем бороться. Чтобы каждая девочка, родившаяся где бы то ни было на свете, имела равные права и равные шансы с мальчиком. Чтобы она могла выбрать, как жить свою жизнь и следовать своему выбору. Чтобы она могла стать исследователем, натуралистом, экологом, философом, космонавтом, женой и матерью или холостяком и матросом, как шведская королева Кристина.

 

Британский плакат к демонстрации 8 марта 1975 года с лозунгами на злобу дня.

 

Вот мой список подарков к празднику Международного женского дня :

Книги

«Требование прав женщины» (1792), книга британской предвестницы феминизма Мэри Уолстонкрафт, написанная вместе с ее мужем, одна из самых ранних и классических работ феминистской философии.

«Подчинение женщин» - книга - эссе английского философа, политического экономиста и государственного служащего Джона Стюарта Милля, опубликованное в 1869 году, написанная совместно с его женой Гарриет Тейлор Милль. На момент публикации эссе приводило доводы в пользу равенства между полами и было шокирующим оскорблением европейских общепринятых норм.

«Второй пол» (Le Deuxième Sexe), книга французского экзистенциалиста Симон де Бовуар, опубликованная в 1949 году, в которой автор обсуждает вопросы положения женщины в обществе на протяжении истории. В двух томах: «Факты и мифы» и «Живой опыт» (Les faits et les mythes и L'expérience vécue).

«Женская мистика», 1963, книга Бетти Фридан, положившая начало феминизма второй волны в Соединенных Штатах.  В 1957 году Фридан попросили провести опрос ее бывших одноклассников в колледже Смита ко дню встречи выпускников. Результаты побудили ее начать исследование для « Женской мистики », взять десятки интервью у домохозяек из пригородов, а также исследовать средства массовой информации и рекламу. Первоначально она намеревалась опубликовать статью, а не книгу, но ни один журнал не принял публикацию. В течение 1964 года « Женская мистика » стала бестселлером, разошедшимся тиражом более миллиона экземпляров. В этой поворотной для общественного мнения книге Фридан поставилa под сомнение широко распространенную в 1950-х годах идею о том, что «удовлетворенность и самореализация для женщины имеет только одно определение - домохозяйка-мать».

Фильмы

«Суфражистки», 2015, фильм замечательного британского режиссера  Сары Гаврон, oтлично резюмирующий историю движения.

«Тельма и Луиза», 1991, реж. Ридлей Скотт. США.

«Служанка», 2016, реж. Чан-вyк Парк. Корея.