Фото: Rawpixel
Фото: Rawpixel

В отношениях между людьми есть три важнейших элемента: доверие, коммуникация и поддержка. Если каждый из элементов устойчив, все проблемы и недопонимания решаются просто. Поэтому, когда мы только начинали продумывать программу поддержки бизнеса городом, эти три части легли в основу работы. В 2019 году мы перезапустили портал MBM.MOS.RU. Здесь собраны все меры поддержки бизнеса и существующие городские и коммерческие инструменты. Мы подумали, что это поможет нам наладить коммуникацию между бизнесом и властью, установить доверие и поддержать предпринимателей, а также помочь им значительно сэкономить ценнейший ресурс — время. Что это значит? 

Доверие

Это самая долгосрочная инвестиция. Строить доверительные отношения надо с самой первой встречи с предпринимателями. Поэтому мы решили, что уже на сайте будем демонстрировать бизнесу нашу лояльность и клиентоориентированность. Разумеется, не слоганами или громкими словами, а сервисами. Так, раньше, чтобы решить какую-то бюрократическую проблему или миновать административный барьер, предпринимателям приходилось самим искать пути и решения с органами исполнительной власти или разбираться, как угодить проверяющим из МЧС и Роспотребнадзора. Теперь не надо писать десятки писем и обивать пороги. Через единый личный кабинет (мы называем его ЕЛК) можно получить ответ на любой вопрос или получить услугу — хоть открыть расчетный счет или подготовить налоговую декларацию. 

Для предпринимателя в ЕЛК — начинающего и уже опытного — на портале есть широкий спектр услуг, который он может использовать: бесплатные консультации или тематические семинары, где спикерами выступают опытные специалисты, или же полноценное обучение в бизнес-акселераторах, интенсивах и стартап-школе. Также на портале предприниматели могут получить профессиональную помощь, например, воспользоваться полезными сервисами для бизнеса: как платными (например, расчетно-кассовое обслуживание и бухгалтерские услуги), так и бесплатными («Проверь законность вывески» и «Проверка контрагентов»). 

Мы постарались учесть самые разные сферы бизнеса в Москве, чтобы предоставить максимальную поддержку для тех, кто начинает собственное дело или планирует его развитие, например, собирается продавать франшизу.  

Мы не хотим, чтобы бизнес бегал за государством. Пусть предприниматели знают, что мы на их стороне.

Коммуникация

Про коммуникацию сегодня, кажется, не говорит только ленивый. И про то, что она важна, и про то, какой она должна быть. Но одно дело — общаться в комментариях с представителем частной компании, другое — с органами государственной власти. Мы выяснили, что главная проблема, с которой сталкиваются и предприниматели, и мы, чиновники, — это отсутствие обратной связи. Поэтому мы постоянно общаемся с предпринимателями и спрашиваем, что можно сделать, чтобы их жизнь стала проще. Каждый, кто зарегистрирован в ЕЛК, может связаться с нами и рассказать, чего ему не хватает. Жалобы и претензии мы превращаем в сервисы ЕЛК. 

Например, мы заметили, что многие предприниматели не успевают уследить за государственными нормативами: ставки налогов, размеры страховых взносов — правила все время меняются. Безусловно, это мешает бизнесменам концентрироваться на своей основной задаче — развитии и масштабировании бизнеса. Нам важно, чтобы предприниматель мог выстроить все процессы в комфортной для него среде, когда вероятность сюрпризов, таких как очередные изменения правил, сводится к минимуму. Чтобы создать эту самую комфортную среду, мы прикрутили сервис, который присылает оповещения на почту, когда появляются новые нормативы.

Кстати, там же в ЕЛК можно снять еще одну головную боль малого бизнеса — вывески. Нюансов много: как и где их можно размещать, какого они должны быть размера, цвета, какое у них может быть освещение. Многие предприниматели сталкивались с тем, что вывески приходилось перевешивать. А у кого-то их просто снимали из-за неправильного расположения. Создание новой вывески, которая соответствовала бы всем нормативам, занимает немало времени. А как мы знаем, для любого предпринимателя время — это деньги. Чтобы решить эту проблему, мы придумали сервис «Проверь законность вывески». Каждый пользователь может найти свое предприятие, посмотреть, правильно ли он оформил вывеску, и получить рекомендации, чтобы исправить ошибки. Согласитесь, профилактика всегда дешевле лечения. Именно этой стратегии мы придерживаемся, чтобы коммуникация с предпринимателями была действительно эффективной, простой и понятной для каждого.

Поддержка

Помните фразу «Не учите меня жить, лучше помогите материально»? Это не к нам. Мы как раз учим, как создавать, развивать и масштабировать бизнес, а вот материально помогаем точечно. 

Мы убеждены: чтобы оказывать предпринимателям качественную помощь, нужно дать им инструменты для решения проблем, а не делать все за них. Поэтому мы запустили образовательные программы. Они устроены просто: каждый предприниматель прямо на сайте может пройти тест — это займет всего полчаса — и выяснить какие у него есть сильные стороны, а также какие — слабые, каких знаний и навыков не хватает. Эта программа называется «Индивидуальная траектория развития», с ее помощью предприниматель может определить свои профессиональные и личностные компетенции и узнать о том, как их можно развивать с нашей помощью. Дальше система предлагает ему несколько вариантов: кому-то дополнительное образование, кому-то — советы от более опытных бизнесменов. Также можно принять участие в акселераторе: там с человеком по полочкам разберут его идею, бизнес-стратегию и ошибки, посоветуют, что изменить в управлении.  У нас существует несколько направлений акселераторов, например, социальных проектов, сферы услуг, ресторанного бизнеса и так далее. Они подходят для тех, кто хочет узнать о трендах своей индустрии, создать конкурентоспособный продукт и привлекать финансирование и инвестирование на любом этапе развития своего дела. 

Таким образом, мы даем человеку возможность получить опыт предпринимательства, который он сможет использовать и в будущем — и все это вместе с экспертами в своей области, которые уже прошли этот путь и знают все последние изменения и нюансы кредитования. 

Конечно, моментально наладить все процессы невозможно. Но я вижу результаты нашей работы уже сейчас. Все больше предпринимателей активно пользуются нашим сайтом, чтобы оформить документы, задать вопросы или найти для себя обучающие программы. Например, индивидуальную траекторию развития построили уже более 7,5 тысяч предпринимателей. По мере того, как мы налаживаем диалог, сектор малого и среднего бизнеса растет и крепнет. В последние годы бизнес-среда в Москве сильно поменялась. К нам приезжает все больше туристов, качество сервиса растет: бесконтактная оплата, каршеринг, быстрое такси, недорогие кофейни на каждом углу. Все это — среда, которую формирует малый и средний бизнес. В этом секторе работают примерно 2,6 млн человек — почти каждый третий в городе. 

Наша задача — сделать так, чтобы малый и средний бизнес продолжал развиваться. Так, чтобы люди могли открывать собственное дело и работать, не тратя лишние деньги, время и энергию на оформление многочисленных документов и поиск информации.

Автор: заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы