Осенью 2020 года я начала свой цикл статей „Не bella Германия" с рассказа о берлинских сквоттерах. Жизнь не стоит на месте, и помимо уже привычных напастей в Германии и Берлине появилась новая, очень осложняющая жизнь практически всем, а именно - некое объединение, именующее себя "Последнее поколение". Название взято из слов Барака Обамы "We are the first generation to feel the effect of climate change and the last generation who can do something about it." - "Мы первое поколение, которое чувствует последствия изменения климата и последнее, которое может что-то сделать".

За последнее время не проходит буквально и дня, чтобы в различных новостных ресурсах не появилось бы статей о новых акциях этой группы.

Страница в википедии, посвященная этой теме, поражает объемом информации. Там перечислены многочисленные деяния климатических активистов, история создания группы и их требования. Пересказывать статью я не буду, но если очень кратко, то немецко-австрийская группа пытается своими акциями заставить правительства этих двух стран начать действовать против климатического кризиса, до которого планету довело неразумное развитие индустриального общества.

Сначала была развернута кампания, призывающая изменить законодательство, чтобы продукты питания, которые еще можно употреблять в пищу, не уничтожались, а бесплатно раздавались. Надо сказать, что идея эта неплохая, но вовсе не новая. В Германии, да и не только, уже довольно давно действует движение Food-Sharing. Волонтёры собирают в торговле и общепите продукты с истекающим сроком годности или нетоварного вида и бесплатно раздают всем желающим.

Другим требованием является декарбонизация - полный отказ от использования угля, газа и нефти. Всю топливную индустрию надлежит закрыть, но сотрудников не увольнять, а переучивать на иные профессии и отправлять в отпуска. Чем прямо сейчас заменить ископаемое топливо и каким образом оплачивать данные планы, остается большой загадкой.

Есть даже целых два конкретных требования к правительству Германии.

Первое - ввести всегерманский проездной на общественный транспорт за 9 евро в месяц, как это было прошлым летом (с первого мая такой именной билет стоит 49 евро). Цена вопроса порядка миллиардов в месяц. Источник финансирования не предлагается. Потребность в дополнительных поездах, автобусах и трамваях не просчитана, как и дополнительное количество машинистов, диспетчеров, водителей, ремонтников, управленцев - кстати, линейного персонала уже сейчас недостаточно, эти профессии не пользуются популярностью.

Второе требование - ограничить скорость на дорогах до 100 километров в час. Негативные последствия - пропускная способность дорог упадёт, что приведёт к огромным потерям времени. А вот снизится ли потребление топлива и уменьшатся ли выбросы - расчетов нет.

В настоящий момент "активисты", как они себя называют (а по мнению большинства - экотеррористы) приклеивают секундным клеем свои ладони к асфальту на различных транспортных артериях страны, что вызывает пробки длиной до 30 километров. Одной из заявленных целей, в частности, является паралич Берлина.

Несомненной проблемой является то, что самостоятельно удалять/отклеивать их от дорожного покрытия гражданам запрещено, это имеют право делать только специально обученные и экипированные полицейские, которые часто добираются до "живой баррикады" не слишком оперативно. Процесс "отклеивания" уже стандартизирован. Между ладонью и асфальтом с помощью специальных шпателей, кисточек и шприца наносится безвредный для кожи растворитель. Когда клей размягчится, полицейский очень бережно покачивает ладонь. В результате отклеивается узенькая полосочка кожи, после чего процедура продолжается. На одну ладонь уходит от 15 до 45 минут. Отделение от бетона длится минимум один час и разрешено только в присутствии мед. персонала. И вот всем этим вынуждены заниматься сотни полицейских вместо исполнения своих прямых обязанностей.

Более того, полиции предписано защищать этих "мирно протестующих" от недовольных прохожих и водителей. Оскорбление "активистов" или физическое воздействовие являются подсудным делом, хотя, конечно, инциденты случаются. Разгневанные люди уже драли девиц за косы, плевали в сидельцев жвачкой, поливали водой, отрывали от асфальта и даже проезжали аккуратно по рукам. Мотоциклисты останавливались рядом и сильно газовали.

Представьте себе отчаянье людей, которые намертво застряли на городском автобане (А100 проходит через часть Берлина и соединяет его западную часть с юго-восточной, частично проходит в туннеле и между бетонным забором), где никак не развернуться и не объехать пробку.

Кто-то везет ребенка на консультацию к врачу (к некоторым специалистам надо записываться за несколько месяцев и нового визита нужно будет опять ждать очень долго). Кто-то торопится на самолет или на важную встречу, результат опоздания - "не было гвоздя" и далее по тексту.

Но тут речь идет не только о потерянном времени (шеф моего старшего сына уже дважды стоял в такой пробке по четыре часа) и нервах. В пробках стоят машины скорой помощи (уже известно о 18 случаях) с пациентами и без, пожарные, врачи. "Поклейщики" пытались врать общественности, что они вовсе не блокировали проезд скорой, а на фото и видео в интернете машина стоит рядом с ними на дежурстве. Эту информацию опровергли в службе скорой помощи. Враньем оказалось и заявление, что пожарных заранее предупреждали о местах блокады.

Если посмотреть на многочисленные фото и видео в интернете, то чисто визуально клеберы (от слова "kleben" - клеить), как их называют в различных СМИ, сильно отличаются от многих левых и уж точно от сквоттеров. Последние часто выглядят весьма непривлекательно и агрессивно, нередко неопрятны, в татуировках, злоупотребляют алкоголем и пр. Многие клеберы, напротив, выглядят как дети обеспеченных родителей с гимназическим или высшим образованием.

Сначала, когда я еще только начала изучать этот вопрос, то думала, что это молодые люди, которых увлекла чья-то ловко состряпанная пропаганда. Юные головы без критического взгляда на жизнь и без разносторонних знаний очень легко заманить практически любой идеей, манипулировать общественным сознанием уже давно прекрасно научились. Призывы "Поколения" создают впечатление, что очередные гутменши бездумно подхватили мысль спасти мир в отдельно взятой стране, совершенно не задумываясь о реальности выполнения своих требований. К слову, я уже не раз слышала от им подобных различные заявления "космического масштаба и космической же глупости". В частности, один гутменш рассказывал, что он проводит консультации для квартиросъёмщиков с целью их объединения против домовладельцев. Последние должны демонтировать системы отопления на лестничных клетках. По мнению данного "консультанта", это ненужные затраты тепла, которые оплачивают бедные жильцы. Правда, знаний по теплотехнике и строительству у него нет и он не может представить, что отопление там является необходимым. (Если не топить на лестничных клетках, то холодно будет в квартирах - толщина стены между ними не рассчитаны на такой перепад температур, как у наружных стен. Они существенно тоньше и держать тепло не будут.)

Кроме приклеивания к дорогам, "спасатели климата" проводят и другие акции.

Некоторые последователи клеберов борются с источниками выбросов радикальным путем - портят автомобили, например прокалыванием колес. Почему-то они предпочитают бороться с выбросами не в тех кварталах, где живут мигранты, часто плохо знающие или не слишком соблюдающие немецкие законы. Если по наивности кто-то попробует, то там им быстро объяснят без всякой полиции, что к машинам подходить не стоит.

В арсенале присутствует и вандализм.

В музеях обливают произведения искусства краской, супом и кетчупом. Это такое "Послание" - мир катится к катастрофе, а вы тут на дорогие картины смотрите. Логика в их действиях не слишком прослеживается. Может быть, если на дешёвые смотреть, то климат не поменяется?

Недавно облили черной краской фонтан Нептуна в парке перед берлинской ратушей. Краска якобы символизирует нефть, против использования которой они борются.

Запачкали красной краской памятник "Конституции 49" израильского автора Дани Каравана рядом с Парламентом.

В апреле залили краской витрины бутиков на Курфюрстендамм. Объяснение этой акции было совершенно "замечательное" - люди тысячами умирают от жары, а богатые отсиживаются в своих виллах. Каким образом данное действие поможет не умирать от жары, активисты не объяснили.

Пятого мая они уже не в первый раз проникли на территорию берлинского аэропорта и облили краской частный самолет из Дании, а на своей странице в твиттере написали: "Комфорт для одних, смертный приговор для других - мы пометили крайне опасный предмет в аэропорту BER. Излишняя роскошь сверхбогатых за счет большинства, и мы не должны мириться с этим ни на один день." Правда, они не написали, что старый самолет является собственностью 6 врачей из Копенгагена, которые явно не тянут на роль свербогатых, а скорее любят старую технику.

В последних эпизодах прослеживается не столько забота о климате, сколько травля богатых или просто благополучных.

На странице "Последнего поколения" в интернете  мне не удалось выудить хоть какую-то информацию, проливающую свет на способы защиты мира от климатического кризиса. Там очень много красивых слов, много призывов быть активными, есть даже фраза о наличии плана, но вот в чём именно этот план заключается, остается тайной. Например, один из рекламных текстов таков:

"Мы говорим о климатической катастрофе, отрицании реальности и возможности взять на себя ответственность в этот уникальный момент человеческой истории. Первый шаг, чтобы стать активным! Есть разные способы принять участие в сопротивлении разрушению наших средств к существованию. Мы все нужны друг другу – сейчас!" Никакой конкретики, только в различных вариантах предлагается принять участие в сопротивлении и поддержать материально. Также там имеется информация о тренингах и о предстоящих мероприятиях и акциях протестов. А вот каким образом можно спасти мир от климатических изменений - ответа нет. Никаких идей, кроме проездного за 9 евро и ограничения скорости в одной очень небольшой экологически благополучной стране (эффект в мировом масштабе ниже статистической погрешности).

Я прочитала сотни комментариев под статьями о "славных" деяниях клеберов - большинство людей недоумевают, почему политики, полиция, юстиция до сих пор не прекратили эти очевидно противоправные действия, приносящие гражданам и бюджету убыток? Если цель - пересадить всех на общественный транспорт, то почему они не борются за то, чтобы проезд в нём был комфортным и безопасным? (В настоящее время берлинский транспорт - место не слишком чистое и безопасное из-за большого количества бомжей с кожными заболеваниями и туберкулезом, психически больных, мигрантов с своеобразными представлениями о чистоте и порядке, просто полукриминальных элементов. Да и с соблюдением расписания большие проблемы - то поезд сломался, то стрелка не работает, то транспортная полиция в очередной раз проводит операцию, то просто украден питающий кабель - часто это делают левые.) Почему они не созидают, не сажают деревья, не убирают мусор, не проводят разъяснительную работу с несознательными, а сосредоточились на действиях исключительно разрушительного характера? Какой смысл устраивать эти протесты в Германии, а не в тех странах, где об экологии практически не заботятся и выбросы в атмосферу зашкаливают?

Недавно начали появляться статьи об этом движении, из которых следует, что это не просто активизм обеспокоенных волонтёров. "Активисты" получают деньги за участие в акциях (понятно, что для некоторых это возможность попутешествовать и потусоваться за чужой счет, для кого-то это романтика с элементами риска, а для кого-то просто работа). Для них проводятся различные тренинги - как правильно и быстро приклеить руку к асфальту, как вести себя с полицией, как отвечать на вопросы. Скоро пройдёт семинар "Как вести себя в тюрьме". Те, кто предстал перед судом за повторные действия и игнорирование официальных предупреждений, все как один повторяют мантру "я боюсь". Думаю, что это фраза появилась не случайно. Если действия человека вызваны страхом, то опытный адвокат сможет все свести к психологическим проблемам. Таким образом у "либерально" настроенных людей можно вызвать не гнев, а сочувствие - подсудимый не общество терроризировал, а так испугался, что пошел от отчаяния на "мирный протест". Активно собираются пожертвования на финансирование членов объединения и на адвокатов для консультаций и юридической защиты.

Не нужно быть расследователем, чтобы, покопавшись на главной странице, выйти на их собственную википедию. Если пройтись по всем ключевым словам, станет ясно, что речь идет о хорошо организованной структуре, сильно похожей на тоталитарную секту. Эта структура готовит своих членов к противоправным действиям с целью дестабилизации ситуации в стране. На странице прописаны все подразделения и их задачи, информация о том, как создать ячейку, есть мобильные телефоны связных. Члены ячеек низового уровня называются пчелами и шмелями. Ячейкам предоставляется жилье, где им надлежит жить вместе. Пчёлам и шмелям рекомендуется проводить время вне акций также вместе. Есть пчеловоды - они координируют низовые ячейки. Еще есть отделы, которые занимаются питанием, финансами, логистикой, размещением, что-то типа отдела кадров, помощь тем, кто задержан и находится в отделениях полиции - всего не перечислить. Какое-то время назад на странице было объявление о поиске сотрудника по координации работы с осужденными. Есть даже группа, занимающаяся эмоциональной поддержкой, куда следует обращаться в случае личных и внутриорганизационных психологических проблем. Ну и, конечно, группа разработки стратегии.

Такой бы потенциал да в мирных целях! Но увы...

На сегодняшний день непонятно, кто на самом деле стоит за этими действиями и какую цель они преследуют. Кто-то даже сравнивает "Последнее поколение" с Rote Armee Fraktion, РАФ - "Фракция Красной армии" РАФ (немецкая леворадикальная террористическая организация, действовавшая в ФРГ и Западном Берлине в 1968—1998 годах). К счастью, пока их действия хоть и весьма разнообразны, но не столь общественно опасны. Они пока никого не похищают, не убивают и не взрывают, хотя и наносят большой ущерб. Но они уже сейчас считают допустимым и даже необходимым действовать вопреки законам.

Я очень сомневаюсь, что своими действиями они добьются заявленных целей, но широкий резонанс они уже получили. Их действия вызывают раздражение и гнев не только у того, кто непосредственно от них страдает. Даже партия зеленых и движение Греты Тумберг дистанцировались от клеберов. Они считают, что своими акциями клеберы не привлекают людей, а отталкивают и таким образом только вредят идее спасения планеты.

Очень надеюсь, что политики наконец-то дадут указания полиции и юстиции действовать решительно. Под каким бы соусом ни подавались подобные противоправные действия, им не место в правовом государстве.