Фонд V–A–C объявил набор на факультет медиации: студенты смогут освоить основы профессии и по итогам обучения присоединиться к команде медиаторов. В чем заключается их работа и как медиация поможет посетителям познакомиться с ГЭС-2? Рассказывает руководитель отдела медиации Анна Панфилец.

Есть ощущение, что термин «медиация», как, впрочем и «институция», уже не пугает, но все еще может вызывать некоторое недоумение. Смысл вроде бы понятен, но переспросить все равно хочется.

Представьте, что вы решили совершить восхождение на сложную гору. Допустим, это пик Эвереста. Что для этого нужно? Разумеется, физическая подготовка и специальное оборудование, чтобы преодолеть все подъемы и спуски в условиях постоянной нехватки кислорода. Еще у вас будет проводник – шерпа. Он вырос у подножия Эвереста: хорошо знает местность, его организм адаптирован к жизни в этих природных условиях. Если вам нужно доставить еду или снаряжение, поставить палатку, перекинуть мост через огромную трещину во льду, вам нужен шерпа. Медиатор — это ваш шерпа в области современного искусства и культуры. Он поможет преодолеть сложности и справиться с гипоксией, но от вас тоже многое зависит. 

Мне представлялось, что медиатор — это в каком-то смысле священник. Также посредник, но между зрителем и художником.

Нам ближе метафора «медиатор-исповедник». Мы открыты историям посетителей, нам важно разобраться, понять, с чем человек к нам пришел, что его интересует. Часто посетители, полностью отрицающие современное искусство, становятся нашими постоянными собеседниками и соавторами проектов. И все же это лишь косвенное сравнение, у медиации не может быть задачи «обращать» ненавистников в последователей, это противоречило бы всей ее сути. 

А какая задача может быть?

Медиация, как и история искусства, это всегда история встреч. Каждая ситуация уникальна. И медиатор, и посетитель могут выступать в самых разных ипостасях в зависимости от обстоятельств: какое искусство вы обсуждаете, зачем пришли, какой у вас зрительский опыт, какая погода на улице и какое у вас настроение. Все имеет значение. Иногда медиатор может спровоцировать посетителя, вытолкнуть из повседневности, сместить восприятие привычного, чтобы через этот опыт помочь сформировать собственное отношение к увиденному. 

Это уже второй набор на факультет медиации, первый состоялся перед открытием «Генеральной репетиции» в 2018 году. Чем сегодня занимаются выпускники первого набора?

История медиации фонда V–A–C началась значительно раньше. Наш коллега Максим Зайцев работал медиатором уже в 2014 году на проекте «Зелень внешняя». За это время нам удалось поработать со многими медиаторами, построить особое сообщество. Как и вся программа фонда, медиация стремится избегать чистых жанров, поэтому многие бывшие коллеги теперь работают в самых разных сферах: есть перформеры, кураторы, художники, дизайнеры, социологи, политологи, юристы, инженеры, кто-то уже закончил свою трудовую деятельность, вышел на пенсию. 

То есть для многих медиация — это такая важная надстройка и в профессии, и в жизни?

Сегодня в принципе важно преодолевать профессиональную замкнутость. Поэтому мы всегда поддерживаем широкий круг интересов. Бывает, что некоторые из медиаторов в итоге присоединяются к командам других отделов фонда, но мы этому только рады. Хотя говорят, что бывших медиаторов не бывает. Если вам приходилось общаться с посетителями выставок, вы обязательно сохраните эту внимательность к людям, которые окажутся в одном пространстве с вами и искусством. Вообще, медиация в фонде — по-настоящему институциональная практика. Мы не знаем медиатора лучше, чем Тереза Мавика: всегда учимся у нее внимательно подбирать точные слова, менять регистры, о чем бы мы ни говорили. Кураторы также понимают и разделяют значимость практики, участвуют в разработке новых медиаторских проектов. 

Как посетителю ГЭС-2 встретиться с медиатором? И чего ждать от этой встречи?

Работая с архивом ГЭС-2, мы обнаружили свидетельства одного из работников электростанции об обязательном инструктаже новых сотрудников: тогда это называлось «изучение географии станции». Теперь ГЭС-2 призвана вырабатывать не ток, а культурную энергию, новые смыслы. Право первого личного впечатления мы оставляем за посетителем, но также открываем всем возможность краткого введения в географию от медиатора. 

Тем более, что открытие ГЭС-2 будет постепенным.

Конечно. Чтобы освоиться, познакомиться с пространством, его историей, архитектурой и концепцией, потребуется время. Нашим первым гостям медиация будет доступна сразу в нескольких форматах. Есть свободные туры: это значит, что посетитель и медиатор могут случайно встретиться в любой точке ГЭС-2 и начать беседу, совершенно не ограниченную по времени и содержанию. Туры по регистрации в небольших группах позволят посетителям спланировать встречу, выбрать на сайте удобные дату и время. Это могут быть дискуссии по ключевым темам программного сезона или экспериментальные коллективные практики. Кроме того, гости смогут  поучаствовать в самых разных медиаторских проектах  — от ридинг-группы до чайной церемонии, — которые расширят возможности для взаимодействия медиаторов с аудиторией. Самое важное здесь то, и я хочу это подчеркнуть, — что мы равно открыты разным темам, взглядам и опытам. Такая позиция рифмуется и с архитектурным проектом Ренцо Пиано, который часто говорит, что «свет важнее стен». 

Вы объявили опен-колл на факультет медиации. Как будет построен учебный процесс?

Программа обучения начнется 16 июня и продлится до 30 сентября. Летняя часть занятий пройдет в онлайн-формате. Программа насыщенная: это еженедельные общие встречи с приглашенными спикерами: кураторами, теоретиками искусства, художниками, перформерами, танцовщиками, авторами просветительских и инклюзивных программ. Будут и групповые семинары, которые помогут обсудить и усвоить полученный материал.  Наша задача — познакомить студентов с различными моделями медиации, научить их практическим инструментам профессии, а также дать возможность разработать и представить собственные медиаторские проекты. Студенты, успешно прошедшие обучение и сдавшие финальные экзамены, смогут попасть в команду V–A–C. 

Алексей Доронин

Подробнее об условиях набора можно прочитать в социальных сетях фонда. Если вы хотите присоединиться к нашей команде, заполните форму по ссылке до 1 июня. Авторов наиболее содержательных и увлекательных ответов мы пригласим на собеседование.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd3Sgp_76qLJXtHMzE5I5EF4ZLnX_1JNV1iMIoOklUb2RE71Q/viewform