Внезапный мировой кризис, спровоцированный пандемией инфекционного заболевания, выдвинул на первый план фармацевтику и медицину. Врачи сегодня – герои на передовой, которые каждый день совершают чудеса. Фармкомпании превращаются в рубеж последней надежды, от которых человечество ждет вакцины от напасти или хотя бы лекарств, которые помогут облегчить протекание болезни. Все это стимулирует развитие этого сектора промышленности и делает фармацевтику одним из флагманов мировой экономики. 

Одна из основных проблем, с которой сразу же столкнулись подавляющее количество стран мира, заключается в нехватке средств индивидуальной защиты, различных средств тестирования и современного медицинского оборудования. Более того, столкнувшись с таким опасным вирусом, люди осознали свою полную беспомощность: исследовательские лаборатории оказались неспособны в кратчайшие сроки выяснить, с чем же мы имеем дело. Что это за вирус, на что он действует, как протекает заболевание и какие лекарства из имеющихся наиболее эффективны в борьбе с ним? Да что говорить, если мы до сих пор точно не выяснили, сколько времени составляет инкубационный период COVID-19 – две или три недели или может быть дольше?! 

Китайцы же как ни одна другая нация способна видеть в проблемах возможности. Крупнейшие технологические компании страны, Huawei и YITU Tech, быстро объявили о диверсификации деятельности и начале разработок в области медицинского оборудования для исследований. В начале года Huawei Investment and Holding Co основала дочернюю компанию в Южном Китае, в провинции Гуандун, с уставным капиталом $42,3 млрд, которая будет заниматься исследованиями и разработками, производством и продажей изделий медицинского назначения таких как средства индивидуальной защиты и другие жизненно важные на сегодняшний момент медицинские товары. Появление гиганта Huawei в медицинской промышленности – это хороший «волшебный пинок» для всех производителей аналогичных товаров. Опыт китайской корпорации в области информационных технологий, big data и облачных вычислений лишь подчеркивает технологическую и идеологическую отсталость производителей традиционного медицинского оборудования. 

Также о выходе на рынок медизделий объявила «дочка» шанхайского высокотехнологического стартапа YITU Tech. Компания вслед за Huawei расширила сферу своей деятельности, включив в нее продажи медицинских изделий, такие как маски и защитное снаряжение, а также производство жизненно важного медицинского оборудования. Этот шаг поддержан правительством Китая – стартап молниеносно получил все необходимые государственные лицензии.

Китайский автоконцерн Nio, выпускающий электромобили, еще в феврале перенастроил несколько своих производственных площадок на выпуск одноразовых защитных масок и дезинфицирующих средств. С конвейера автозавода ежедневно сходят 5 млн масок и 300 тыс. флаконов антисептиков. В целом эпидемия COVID-19 в Китае привела к расцвету фармацевтической и медицинской промышленности. По данным авторитетного статагентства Tianyanyancha, с 1 февраля в стране начали деятельность 28 тыс. предприятий, выпускающих маски, антисептики и другие медизделия. Это огромный шаг к лидерству на мировых рынках: в большинстве стран, охваченных COVID-19, производство средств индивидуальной защиты в нужных объемах не налажено, и Китай, справившись со своей локальной эпидемией, сможет диктовать свои условия на глобальном рынке медицинских товаров.

 Мировое сообщество не могло не отреагировать на столь неприкрытое стремление Китая к гегемонии на глобальных рынках медизделий. Сосед Китая, еще одна фармацевтическая держава, Индия, объявила о планах увеличить собственное производство фармацевтических субстанций и ингредиентов. До начала пандемии коронавируса Индия, крупнейший мировой производитель дженериков и биоаналогов, занимающая 25% этого рынка, завозила до 70% фармацевтических субстанций и ингредиентов для выпуска готовых лекарств, из Китая. Как только последний закрылся на карантин и остановил ряд заводов – производителей субстанций, зависимость Индии от китайского импорта стала более чем очевидной. Индийское правительство разработало и уже приступило к реализации амбициозного плана под кодовым названием «Китай плюс один», который включает в себя усиление исследовательской деятельности по выявлению основных компонентов лекарств, стимулирование отечественных производителей и возрождение основных государственных фармацевтических компаний. 

В марте Индия создала инвестфонд с капитализацией $1,8 млрд для создания трех центров по производству лекарств. Правительство уже определило 53 ключевых исходных материала и активных фармацевтических ингредиента, объем производства которых Индия увеличит в первую очередь, в том числе жаропонижающий парацетамол и антибиотики:  пенициллин и ципрофлоксацин. Также известно о намерениях индийского правительства реанимировать государственные фармацевтические компании Hindustan Antibiotics Ltd. и Indian Drugs and Pharmaceuticals Ltd., чтобы ускорить все необходимые процессы и максимально быстро обеспечить потребителей доступными лекарствами. 

Свою зависимость в отношении поставок лекарств и средств индивидуальной защиты от Китая признала и Америка. Конгресс США  в марте обнародовал неутешительные данные: оказывается, в 2019 году 30% всех средств индивидуальной защиты и 80% активных фармацевтических субстанций и ингредиентов Америка завозила из Китая. В период эпидемии Поднебесная логично переориентировалась на удовлетворение внутренних потребностей, из-за чего сократила объем внешних поставок. В США это привело к пустым полкам с лекарствами, которые нечем заполнить. Питер Наварро, экономический советник президента Трампа, пообещал, что Соединенные Штаты больше не будут зависеть от других стран, и начнут наращивать свои собственные объемы производства лекарств и изделий медицинского назначения. Чуть позже президент страны Дональд Трамп заверил общественность, что он стремится к дальнейшей независимости от иностранных поставок, подчеркнув на встрече с фармацевтическими компаниями, что вирус показывает важность возвращения фармпроизводств в Америку для обеспечения защиты здоровья населения.

Правительство США настояло на том, чтобы частные компании адаптировали свои цепочки поставок для производства необходимых локальных товаров. Дональд Трамп даже прибег к редко применяемому закону об оборонном производстве (DPA), чтобы заставить американских производителей перепрофилировать свои производственные линии на выпуск медицинских изделий. Это возымело действие: концерн Ford объявил о сотрудничестве с General Electric по выпуску аппаратов ИВЛ на заводе в Мичигане. Два гиганта собираются произвести 50 тыс. аппаратов за 100 дней и в дальнейшем обеспечивать их ежемесячный выпуск в объеме до 30 тыс. штук, пока есть такая необходимость.

России также следует рассматривать эпидемию коронавируса не только как масштабную угрозу экономике, жизни граждан, а также привычному общественному укладу. Вирус COVID-19 должен стать призывом к действию, призывом к тому, чтобы обратить внимание на проблемы в отечественной фармацевтической отрасли и медицинской промышленности. Именно этот сектор экономики сегодня более всего остального нуждается в господдержке и пересмотре излишне строгих нормативных и регуляторных норм, потому что от возможностей фармы и индустрии медизделий сегодня напрямую зависит благополучие страны и здоровье каждого из нас.

PS: На момент подготовки данной статьи маски в аптеках исчезли из продажи. А там, где они все же есть, прайс сильно завышен, порой в несколько раз.