В последнее время артисты все больше времени тратят на развитие социальных сетей, выкладывают десятки сторис в день и активно общаются с подписчиками. А вот блогеры, наоборот, запели. И сейчас некоторые из них становятся даже популярнее профессиональных исполнителей.  

Не радиостанции, а соцсети теперь создают популярность артистов, именно поэтому все активно работают в инстаграме* и осваивают TikTok. Последняя площадка больше всего популярна у подростков, а значит, чтобы тебя слушали молодые, надо создавать то, что «зайдет» именно там. Нужны быстрые, танцевальные мелодии, повторяющиеся мотивы, сленг, чтобы под эти песни было удобно танцевать и они легко ложились на любое видео. Причем наличие сильного голоса и слуха не имеет значения, сейчас все делается с помощью автотюна.

Песни Клавы Коки — яркое тому подтверждение. «Покинула чат» и «Краш» (feat Niletto) сегодня напевают все вокруг, под эти треки снимают сторис и танцуют в стиле любимых блогеров.

Обилие ненормативной лексики и «запрещенные» темы — еще один тренд последнего времени. Причем на многих радиостанциях даже не «запикивают» мат. В оригинальном варианте звучат композиции Димы Карташова ft Grechanik «Наш мотылек», SLEEPY «Дочка прокурора», Элджея «Кровосток». И даже те артисты, которые изначально исполняли романтичные и нежные песни, сейчас стараются быть грубее, начинают использовать нецензурную лексику в творчестве в попытке завоевать любовь тинейджеров. Вспомним Elvira Т в 2011 году с песней «Все решено» и послушаем сейчас ее трек «Лучше». Разница бросается в глаза. 

Упоминание модных брендов в песнях — еще один тренд. FILV выпустил композицию «Balenciaga», Raknhim «Fendi», а Егор Крид и Тимати спели про «Гучи». Интересно, сколько им доплачивают за рекламу?

Самые актуальные композиции можно послушать на «Новом радио» и «Стране FM». А вот «Русское радио», например, больше отражает вкусы старшего поколения. Там крутят Баскова, Дмитрия Маликова, Валерию, которых не так часто слушает молодежь. Отсюда и различия в чартах: то, что популярно на одной станции, оказывается не в тренде на другой.

А вот в Apple Music первые строчки занимаются все-таки композиции, популярные у подростков. В топе те же Клава Кова а также JONY, Cream Soda, Artik&Asti, Zivert, HammAli&Navai, Макс Барских, Тима Белорусских, Мари Краймбрери, Мот, Миша Марвин, Макс Корж. А вот 1 место в плейлисте «Топ-100 России» удивительным образом удерживает DJ Smash.

Кстати, дуэты до сих пор популярны. Особенно эффективным оказывается сотрудничество уже известных артистов с молодыми. Например, клип Веры Брежневой и MONATIK набрал 18 миллионов просмотров на Youtube и стабильно входит в чарты на радиостанциях.

Также отмечу, что сейчас, чтобы исполнителю привлечь к себе внимание, достаточно сингла, а не альбома, и хорошего видео на него. Создать один хит вместо 10-12 и проще, и быстрее, и эффективнее.

Что касается Youtube, то на этой площадке много просмотров набирают и молодежные исполнители, и имеющие более возрастную аудиторию. Например, очень популярны видео Артура Пирожкова. У клипов «Чика» и «Алкоголичка» — по 221 млн. просмотров, у песни «Зацепила» — 216 млн.  А композицию Алексея Воробьева «Я тебя люблю» посмотрели 240 млн. человек. А лидерство принадлежит группе Little Big, к которым особое внимание стали приковывать после их несостоявшейся поездки на Евровидение. Сейчас у их клипа SKIBIDI — 451 млн. просмотров, а у конкурсной песни Uno —146 млн. просмотров. Снимает видео для этой группы Алина Пязок, которая даже попала в прошлом году в список Forbes «30 до 30».

Еще один создатель топовых клипов — Александр Гудков, который работает с артистами разных жанров. Например, он делал видео «Никаких больше вечеринок» группы Cream Soda (12 млн. просмотров), «Плачу на техно» Cream Soda &Хлеб, «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова (61 млн. просмотров), «Ibiza» Филиппа Киркорова и Николая Баскова (26 млн. просмотров) Все его клипы носят юмористический характер.

Другое веяние на Youtube — многосерийные клипы и тематика зомби, вампиров и прочей нежити. Одна из лучших работ, пожалуй, у Maruv под названием «Hellcat Story». Исполнительна позиционирует его как «мини-альбом», но, на мой взгляд, это все-таки клип в 4 частях, где певица выступает в роли ведьмы. Еще одна интересная работа в этой стилистики у Лободы, клип «Новый Рим».

Кроме песен в стиле TikTok и поп-композиций до сих пор пользуются популярностью треки в стиле «кальян-рэп». В этом жанре работают Bahh Tee, JONY, Jah Khalib, HammAli&Navai, Luxor, Elman, Rauf&Faik и другие. Во время прослушивания кажется, что певец находится «под чем-то», модно коверкать слова, произносить их с каким-то акцентом или намеренной «шепелявостью». Впрочем, именно такая музыка хорошо подходит для посиделок в кальянных или ресторанах, за это ее и любят.

* Соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России