У Объединённых Арабских Эмиратов (в составе государства их 7) до сих пор репутация места, далёкого от искусства. И это несмотря на Лувр Абу-Даби от Жана Нувеля с тремястами экспонатами из Лувра, Центра Помпиду и Версаля. 

Чтобы развенчать этот устаревший миф, достаточно просто пройтись не по торговым центрам, а по галереям современного искусства того же Дубая - их здесь по несколько в каждом районе.

Что мы вообще знаем о развитии арта на Ближнем Востоке - тенденции, тренды, проблематика? 

7 февраля открылась 15-я биеннале в Шардже (SB-15) - крупномасштабная выставка современного искусства, проходящая раз в два года в Объединённых Арабских Эмиратах, и мне посчастливилось вживую наблюдать за этим событием на неделе открытия. Скажу честно, многого я не ожидала, но свежих впечатлений от искусства, конечно, хотелось!

Концепцию юбилейного выпуска под названием "Историческое мышление в настоящем" разработал американский теоретик искусства нигерийского происхождения Окуи Энвезор. В списке его кураторских достижений Венецианская биеннале 2015 года - он первый куратор африканского происхождения за всю её 120-летнюю историю.

Возглавляемая шейхой Хур Аль Касими команда Фонда искусств Шарджи, продолжившая работу над проектом после смерти куратора в 2019 году, расширила тему, уделив внимание расовой и национальной идентичности, гендеру, человеческому телу как хранилищу воспоминаний, преемственности поколений и другим вопросам.    

В заявлении для прессы Аль-Касими упомянула, что Оквуи "воспринял 30-летний юбилей биеннале в Шардже как возможность поразмышлять о роли, которую биеннале играют в экосистеме современного искусства".

Я пока изучила 7 мест из 19 заявленных, и это очень яркие впечатления - и визуальные, и эмоциональные!

Модно, концептуально, красиво. Представлены работы более 150 художников и арт-групп со всего мира, включая медиаинсталляции, перфомансы, видео и аудиопроизведения. Томик-гайд со всем артом - это целый томище! 

Начать я бы рекомендовала с территории Фонда искусств Шарджи (Sharjah Art Foundation). Там 6-7 павильонов и несколько открытых площадок, везде очень круто. В галерее N1 нереальный видеоарт на несколько экранов - фильм идёт, по ощущениям, минут 40.

Дальше идём в Художественный музей Шарджи (Sharjah Art Museum) - здание в несколько этажей с полноценными экспозициями, представляющими каждого художника на зал или несколько. Про выставки надо обязательно спросить, потому что их действительно МНОГО. В местном кафе обычно вся тусовка и разговоры на 10-15 языках: кураторы, искусствоведы, коллекционеры. Угнетение всех видов (гендерное, колониальное, расовое, семейный абьюз) и протесты против него отражены в произведениях прямо и в лоб, без всякого смягчения и релятивизма, часто в сопровождении лозунгов и текстов. При том что протесты любого вида, как и объединения граждан вне государственных институций, в самих ОАЭ запрещены, а Шарджа один из довольно консервативных эмиратов. Свободной прессы тоже не существует - цензура жесточайшая.

Посмотреть только эти 2 пространства и пройтись по сопровождающим мероприятиям займёт целый день, готовьтесь.

"Мыслить исторически в настоящем" ("Thinking historically in the present") - реально очень выразительный концепт. И весь арт, как и положено современному искусству, посвящён остросоциальной тематике - постколониальной этике и размышлениям об идентификациях. Каждый этнос, каждый народ, каждая личность заявляет о себе и своих ярких переживаниях, перед глазами проходит весь современный мир целиком. За несколько часов вы совершаете настоящее кругосветное путешествие, перерождаясь и трансформируясь вместе с художниками и их произведениями, вместе с природными ландшафтами прошлого и будущего... 

Давайте вспомним, что в исламской культуре отрицательное отношение к изображениям, вылившееся впоследствии в преследование изобразительности, родилось вместе с Кораном. А если не было изображений человека, то нет ни сюжетной, ни портретной, ни пейзажной живописи (исключения составляют книжные миниатюры). То есть мы воочию наблюдаем самый настоящий Арабский Реннесанс?

А теперь немного о роли личности в истории...

Сама шейха Хур Аль Касими (основательница и директор Фонда искусств Шарджи) - практикующая художница и свободно говорит на 9 языках, включая русский и польский. Она изучала живопись в Slade School of Fine Art в Лондоне, получив бакалавра искусств в 2002 году, а затем получила диплом по живописи в Королевской академии искусств (2005) и степень магистра современного искусства (MA) в Королевском колледже искусств в Лондоне (2008).

К тому времени она уже была назначена куратором биеннале в Шардже, а также является членом совета директоров многих музеев, например MoMA PS1 в Нью-Йорке.

Особое место в нашем путешествии заняла фабрика льда в Кальбе (Kalba Ice Factory) - только что открытое после реконструкции арт-пространство на 20 000 кв.м. Фабрика льда - звучит само по себе артистично и артово. 

Кальба - эксклав Шарджи на территории другого эмирата, Фуджейры. Примерно час-полтора езды от столицы через потрясающие горы - и вы прибываете буквально на другую планету. Это удивительное место, практически на берегу мангровых зарослей, с летающими вокруг сказочными синими птицами (как оказалось, зимородками, или kingfisherами), безмятежное и красивое.

Так вот фабрику по производству льда 70-х годов переделали в пространство, где выставляются очень современные и очень концептуальные художники, говорящие, я бы даже сказала - ярко заявляющие нам - о сегодняшних проблемах мира: геноцид, голод, экология, небольшие этносы, беженская повестка. В высоких фабричных цехах размещены масштабные арт-объекты, рядом с которыми ощущаешь себя и творцом, и творением, и частью природы одновременно.

Ещё нам удалось попасть в Художественный центр Хор Факкана (Khorfakkan Art Foundation), где представлен в основном видеоарт - очень разный, от юмористического осмысления арабской мифологии до анимационной истории "забытого геноцида" в Индонезии 60-х годов 20 века. Впечатлений и смыслов ещё как минимум на неделю.

15 биеннале в Шардже, безусловно, внесла свой вклад в развитие современного концептуального искусства - и не только на Ближнем Востоке.

Арт-пространства и самые крутые выставки Дубая и Абу Даби - в следующем обзоре!