Сказки русского Севера

Мое знакомство с Карелией началось в детстве, когда в моих руках оказалась красочная книга, карело-финский эпос «Калевала». Зная, как я люблю сказки, мама привезла эту книгу из своей командировки по Карелии. Я жила в Казахстане, и эпос поразил меня тем, что там было описание совершенно иного, северного мира. Страна лесов, озер и болот снилась мне во снах и манила к себе. И вот в один прекрасный день мама взяла меня с собой в Карелию. Тогда мне казалось, что это был сон наяву.  

Фото: Федосова Н., Федосов А.
Фото: Федосова Н., Федосов А.

Я помню стук колес поезда и проплывающие пейзажи из моих снов, темные воды рек и еловые ветви, обсыпанные пепельным лишайником, и серое тяжелое небо. Помню, как мама в Петрозаводске купила себе прекрасную белую льняную рубаху, на которой красной нитью были вышиты птицы и цветы. Она казалась мне самой красивой рубахой, которую я когда-либо видела. Наверное, с тех времен началась моя любовь к Русскому Северу,  к сказкам и вышивке. Уже во взрослом возрасте мои путешествия по Карелии и Архангельской области открыли для меня бесконечно интересный мир северной традиции с его сказками, легендами, вышивкой и суровой природой.

Из коллекции выставки  «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»
Из коллекции выставки  «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

А потом в какой-то момент я услышала зов птицы Гамаюн, которая изменила и до сих пор меняет мою жизнь. В моих фантазиях родился Сад птицы Гамаюн, который как будто соткан из кружев. Только представьте огромную вышивку с райскими птицами в реальном пространстве северного ландшафта, сквозь которую прорастают травы и деревья.

Проект сада
Проект сада "Райский сад птицы Гамаюн". Автор Екатерина Попова-Гамаюн

Заонежская вышивка

И вот на днях во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы».

Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Дорожка Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания Музея-заповедника Кижи.
Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Дорожка Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания Музея-заповедника Кижи.

Заонежская вышивка — крупнейший народный художественный промысел Карелии, визитная карточка Заонежья. В экспозиции представлено более ста предметов конца XIX–XX вв. из собраний музеев и архивов России, порядка 30 из которых будут продемонстрированы впервые.

Полотенце. Заонежье. Кон. XIX - нач. ХХ вв. Из собрания музея-заповедника Кижи
Полотенце. Заонежье. Кон. XIX - нач. ХХ вв. Из собрания музея-заповедника Кижи

С момента основания артели в 1929 году в деревне Хашезеро и до сегодняшнего дня на фабрике в Медвежьегорске создаются изделия, сохраняющие традиционные мотивы вышивок и техники «тамбур», «строчка по сетке», «мережка».

Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»
Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

Первым руководителем артели в 1929 году была талантливая мастерица, заонежанка Парасковья Григорьевна Назарова, возглавлявшая артель в течение семнадцати лет. На выставке представлены полотенце «Цветы» и подзор 1920-х годов, выполненные П. Г. Назаровой. Ценными экспонатами являются полотенца М. И. Никоновой и Е. Д. Куваниной из коллекции музея-заповедника «Кижи», собранные во время экспедиций 1970-х годов.

Полотенце. XIX – начало XX вв. Вышивальщица - Куванина Евдокия Дмитриевна. Из собрания музея-заповедника Кижи.
Полотенце. XIX – начало XX вв. Вышивальщица - Куванина Евдокия Дмитриевна. Из собрания музея-заповедника Кижи.

В 1930–1940-е годы в заонежской вышивке активно используются агитационные мотивы и тематика карело-финского эпоса «Калевала». Значительным вкладом в прикладное искусство Карелии стали созданные по эскизам художника В. М. Агапова тематические панно «Пастушок Куллерво», «Вяйнемейнен играет на кантеле» и другие.

Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»
Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

Послевоенный период был одним из самых сложных для предприятия, разоренного войной. Документы в экспозиции рассказывают о том, как тяжело было совмещать женщинам работу и семейную жизнь.

Из коллекции выставки  «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»
Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

Значительные перемены в ассортименте предприятия произошли в 1960–1980-е годы, когда «Заонежская вышивка» перешла на машинное производство и стала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

Ярким примером совместной работы художников и технологов являются экспериментальные «зашивки», комплекты домашнего текстиля. В 1990-е годы на основе изучения музейных коллекций Москвы и Петрозаводска художник фабрики Т. Н. Могутина создает эскизы для панно «Птица Сирин», панно «Юбилейное», отличающиеся сложностью композиции, сочетанием машинной вышивки с ручными декоративными швами. Сегодня фабрика переживает новый этап своей истории.

Из коллекции выставки  «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»
Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

Я смотрела на заонежские вышивки, эти сокровища, разложенные в витрины под стеклом, тщетно пытаясь сфотографировать их. Но стекло  бликовало и отражало меня. И в какой-то момент я поймала себя на том, что это стекло — как граница между нашим обыденным миром и миром вышивки, которую сотворили руки мастериц, а мотивы, возможно нашептали райские птицы. И в голове пронеслось:

Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»
Из коллекции выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

«Я возьму на себя зеркала, Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн… Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн. Как мы условились, я буду ждать по ту Сторону стекла» Б.Г.

Екатерина Попова-Гамаюн
Екатерина Попова-Гамаюн