Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Итальянский натюрморт эпохи барокко

Жанр натюрморта ассоциируется прежде всего с Голландией, где он во многом определил лицо национальной живописной школы, а со временем превратился в эталон жанра.

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий XX века. Эта грань истории искусства остается в России малоизвестной не только широкому зрителю, но и специалистам, а между тем она существенно дополняет представление о стиле барокко и об искусстве Италии XVII–XVIII веков. Живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, не только служивших для украшения городских палаццо и загородных вилл, но и отразивших дух и мировосприятие той эпохи.

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Неизвестные шедевры из запасников

В российских собраниях находится большое число произведений высокого художественного уровня, которые начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой. До настоящего времени они практически не становились предметом научного анализа, и значительная часть работ сохранила давно устаревшие определения авторства. Будучи неопубликованными, эти произведения остаются вне мирового научного оборота.

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Из сказанного вытекает главная задача выставки – показать собранными вместе произведения из разных музеев и частных коллекций. Многие из них зритель никогда не видел, поскольку место их постоянного пребывания — запасники.

Итальянские живописцы редко подписывали свои полотна

Еще один чрезвычайно важный аспект выставки — определение авторства произведений. Эта задача непростая, поскольку итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, не говоря о датах.

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки доктором искусствоведения Викторией Марковой, которая на протяжении всей своей научной деятельности не выпускала эту тему из поля своего внимания. Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Эммануиловна установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. В процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Государственного Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко.

Открытие выставки

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» открывает, что в Италии, стране классической культуры, натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение, а возникавшие здесь формы и композиции получали общеевропейское признание. Сегодня благодаря продолжающимся исследованиям мы понимаем, что итальянской школе XVII века принадлежит значительное место в развитии этого жанра.

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала значительное влияние на творчество художников других стран. Неожиданным открытием для зрителей будет и сам характер итальянского натюрморта, непохожего на то, как этот жанр понимали мастера северной Европы.

Художественные центры Италии

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Италии каждый художественный центр обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями.

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Имена, представленные на выставке, новы для российского зрителя: это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванный Мальтезе, Микеланджело Черквоцци, флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.

«Мужская голова. Корзина фруктов» — работа непревзойденного мастера аллегории Джузеппе Арчимбольдо

Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото c выставки предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина

Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта как самостоятельного жанра, но он был не одинок. Во Флоренции работал Якопо Лигоцци, автор картины на тему vanitas из собрания ГМИИ и четырех превосходных рисунков с изображением рыб из собрания Эрмитажа, которые на выставке экспонируются впервые.

Выставка продлится до 26 мая.

Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина.