Гигантский шаг. Джон Эдгар Платт. 1918
Гигантский шаг. Джон Эдгар Платт. 1918

Экспозиция размещена в 31 зале музея и включает в себя графику разных художников и разных эпох — более восьмидесяти произведений западноевропейских и русских мастеров эстампа. Некоторые из этих работ не выставлялись почти столетие.

Лодки на берегу. Элизабет-Кристи Остен-Браун. 1908
Лодки на берегу. Элизабет-Кристи Остен-Браун. 1908

На выставке представлена графика и русских художников, чьи работы целенаправленно приобретались для Гравюрного кабинета.

Луна. Анна Остроумова-Лебедева. 1900
Луна. Анна Остроумова-Лебедева. 1900

Это работы выдающегося мастера графики Анны Остроумовой-Лебедевой. В своём творчестве она обращалась к различным техникам: проявила себя как превосходный акварелист и литограф, работала в технике цветной гравюры на дереве.

Спелая рожь. Вадим Фалилеев. 1917
Спелая рожь. Вадим Фалилеев. 1917

Также можно увидеть гравюры русского художника, графика и живописца Вадима Фалилеева. Благодаря его творчеству гравюра в России стала самостоятельным направлением в изобразительном искусстве, равноправным с живописью.

Высокий мост. Вадим Фалилеев. 1927
Высокий мост. Вадим Фалилеев. 1927

В «сокровищнице графики» выставлены уникальные работы Елизаветы Кругликовой. Художница работала в разных техниках и жанрах: создавала цветные офорты, силуэтные портреты, акварели, рисунки с натуры, декорации и эскизы кукол для театра марионеток. Елизавета популяризовала технику монотипии. Она называла монотипию «живописью в манере эстампа», так как оттиск с металлической пластины, на которую масляными красками наносится рисунок, может быть получен лишь в единственном экземпляре.

Гран-При в Лоншане. Елизавета Кругликова. 1914
Гран-При в Лоншане. Елизавета Кругликова. 1914

В 1925 году московский музей получил почти 600 произведений британской печатной графики. В ответ в Лондон отправили 218 работ русских мастеров. На выставке представлены лучшие листы британских художников, отражающие всё многообразие графического искусства первой четверти XX века.

«Sic transit gloria mundi» — «Так проходит слава мирская». Уильям Джайлс Жиль. 1924
«Sic transit gloria mundi» — «Так проходит слава мирская». Уильям Джайлс Жиль. 1924

Экспозицию дополняют каталоги первых московских выставок графики, письма художников и искусствоведов, архивные материалы, раскрывающие историю Гравюрного кабинета Румянцевского музея — главного графического собрания Москвы начала XX века.

Экспозиция «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» ГМИИ им. А. С. Пушкина
Экспозиция «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка подготовлена совместно с Российской государственной библиотекой и посвящена музейной деятельности выдающегося русского ученого и педагога Николая Ильича Романова.

Экспозиция «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» ГМИИ им. А. С. Пушкина
Экспозиция «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» ГМИИ им. А. С. Пушкина

Стартовый проект выставочного цикла «Ars Graphica» отражает важные страницы истории Гравюрного кабинета Румянцевского музея — главного графического собрания Москвы. Выставка продлится до 15 июня 2025.

Экспозиция «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» ГМИИ им. А. С. Пушкина
Экспозиция «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» ГМИИ им. А. С. Пушкина

Фото работ предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина