Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

- Корнелия, ты получила широкую известность как певица, и на тот момент мало кто знал, что у тебя высшее художественное образование, и ты профессиональный художник. Поэтому в этом интервью хотелось бы поговорить о твоей художественной деятельности. Когда ты начала рисовать? И собиралась ли ты связать с этим жизнь?

Практически всех детей в нашей стране отдают в художественную школу где-то в возрасте семи лет, чтобы они «не болтались под ногами» и чем-то занимались. У меня же было все наоборот: моя мама Диляра растила меня в абсолютной любви и давала полную свободу выбора.

Она настаивала на том, чтобы я занималась только любимым делом — делом своей души и говорила: «Ты не должна ни единого дня работать. Твоя деятельность может проходить в счастье и в радости, чтобы она тебе давала не только доход, но и свободу. Чтобы ты не просыпалась рано утром на работу и любила то, чем занимаешься».

Мама спрашивала: «А, может, ты хочешь изучать языки?» И я пробовала себя в этом. Потом она говорила: «Может, ты хочешь танцевать?» И отвела меня на танцы, куда меня не взяли (смеется). Я хотела танцевать бальные танцы, и мне сказали, что бальные танцы не для меня, что, конечно, меня сильно вдохновило доказать обратное. Мама, не растерявшись, отдала меня на хип-хоп, где я очень хорошо себя проявила.

Фотография из личного архива Корнелии Манго
Фотография из личного архива Корнелии Манго

А доказать обратное мне удалось уже потом — во время «Танцев со звездами» на канале «Россия 1», где я заняла призовое место.

Но что касается меня как творческой единицы, как художника, то я пришла к этому осознанно сама в тринадцать лет. Случайно увидела из окна, как девушка рисует пейзаж, подошла к ней и спросила:

- «Что ты делаешь?»

- «Пишу этюд. Я учусь в художественном училище имени Власова».

Мне настолько стало интересно, что я пригласила ее к нам домой, чтобы она смогла помыть кисти, а также попробовать фирменное блюдо моей бабушки — вкусный рыбный пирог.

Я ей показала свои картины, которые написала, когда болела воспалением легких, и у меня было много свободного времени (почти три месяца я лежала в больнице). Увидев мои рисунки, она сказала: «У тебя есть потенциал. Мне кажется, что тебе стоит отнести все свои работы в детскую художественную школу». Я так и сделала, и преподавателям понравились мои картины. Они сказали: «Мы берем ее на экспериментальное время — сразу в третий класс» (четвертый — это окончательный класс).

- То есть они оценили твои работы?

Да, они оценили и сказали, если она за год догонит всех, то тогда мы ее переведем в четвертый класс. В итоге я за год все подтянула, выучила, и начала писать очень много этюдов, портретов и т.д. Даже выигрывала конкурсы. Причем все рисовали акварелью, а мне нравилось писать маслом! Я уже тогда понимала, что хочу пастозно и ярко передавать свои мысли.

Фотография из личного архива Корнелии Манго
Фотография из личного архива Корнелии Манго

Так я поняла, что хочу быть художником. И, закончив четвертый класс, сразу поступила в художественное училище им. Власова. На тот момент это была одна из самых сильных живописных школ Поволжья. Туда приезжали и со Ставрополя, и из других городов. Приезжали в Астрахань, потому что у нас были очень профессиональные учителя, и самую сильную школу академической живописи мне дали именно там.

Мне нравилось то, чем я занимаюсь. Я поняла, что быть художником, это значит быть свободной. Я не любила ходить в школу, потому что меня там обзывали «черной», «толстой». Ведь в каждой школе есть белые вороны, но я была черной (смеется). А в художественном училище никто не обращал внимания на мой цвет кожи. Все обращали внимание на мою самобытность и каким талантом я обладаю. Я чувствовала, что меня очень сильно поддерживают там, и понимала, что нахожусь на своем месте.

Я поступила на бюджет, хотя уже тогда было сложно поступить на бесплатное обучение. У меня даже была стипендия, на которую я покупала краски, кисти и холсты. Это была большая помощь для бабушки и мамы, которые для меня делали всё. Это было классное время, мне одной из немногих сделали персональную выставку картин при училище.

- Это интересно. Насколько я знаю, на данный момент, у тебя уже более тридцати персональных выставок было?

Да. Я стараюсь выставляться каждый год.

Для меня важно передать через холст свою внутреннюю энергию, свое состояние. Зачастую люди, которые покупают мои картины, чувствуют эту энергию через холст. После того, как я пишу картины и отдаю их в руки покупателям, они потом еще очень долго со мной переписываются, созваниваются, рассказывают: «У нас жизнь изменилась к лучшему после того, как ваша картина появилась в нашем пространстве».

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Думаю, это происходит потому, что я много позитивной энергии вкладываю в свои картины, когда пишу. Ведь когда вы покупаете картину, важно понимать, в каком эмоциональном состоянии был художник, когда ее писал. Потому что если у него много негатива в жизни, то, скорее всего, он передаст это через картину. Нужно учитывать это, когда подбираешь картину в свой дом.

- Да, действительно, твои картины наполнены позитивной энергией, может быть потому, что ты используешь много ярких красок. Как называется стиль, в котором ты работаешь? И почему ты используешь такие яркие краски в своих работах?

Я работаю в стиле импрессионизм или постимпрессионизм. И очень люблю яркие цвета. Я так писала еще до того, как поступила в художественное училище. Понятно, что академическая живопись запрещает использование таких открытых оттенков, и на время, пока я училась, я не писала так ярко. Но после того, как я окончила училище, я вернулась к своим прежним цветовым решениям, добавив профессионализма академической школы. Кстати, мои знакомые знают, что я предпочитаю яркие цвета не только в живописи, но и в одежде.

Фотография из личного архива Корнелии Манго
Фотография из личного архива Корнелии Манго

Яркие цвета в картине — это для меня, наверное, самое важное, потому что именно так я передаю свое внутреннее состояние. Я знаю, что у многих людей внутри тоже есть этот яркий свет, но они почему-то его всегда гасят. Мне хотелось бы, чтобы мои картины помогали людям не гасить эту яркую, позитивную энергию. Чтобы она у них также могла развиваться.

- А как ты пришла к этому стилю? Ведь, во-первых, твоя живопись, действительно, далека от академической. Все-таки академическая школа тебя не сбила с твоего собственного стиля.

Почти два года после того, как закончила обучение, я не могла писать. В каком стиле мне писать я еще не знала, и как меня учили, я тоже не могла забыть.

И только через два года я взяла кисти и поняла, что пора, я готова. И начала формировать свой стиль.

Собственный стиль формируется временем из насмотренности разных картин. Мой фирменный стиль выделятся даже на «опен-колл» среди работ разных художников — их можно распознать по цвету,  пастозности и сюжетам.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Конечно же, с годами все равно меняется стиль, в любом случае. Но я никогда не стараюсь кому-то угодить или написать картину так, чтобы понравилась всем. Сгладить все углы, чтобы все было идеально вылизано — это не про меня. Я про то, чтобы картина была настоящая, живая и передавала энергию. Потому что если у художника нет энергии, и он не может передать ее в живописи, то, скорее всего, картина будет пустая. Не несущая смыслов.

Я знаю, что у меня не совсем достаточно сюрреалистичного изображения. Но, наверное, ко мне это никак не относится, потому что у меня ясный ум: я не пью алкоголь, не страдаю депрессиями, и сюрреализм ко мне точно никак не подходит. А импрессионизм такой легкий. Я очень люблю писать с натуры. Мне нравится цветопередача импрессионистов и та свобода, с которой они это делают.

- А где можно увидеть твои картины? Планируется ли новая выставка в ближайшее время?

Мои картины можно увидеть в разных онлайн-галереях — как в России, так и в Европе. В моих социальных сетях, в которых я показываю свои картины и рассказываю о них.

Хорошо, что появились блоги, интернет, где мы можем рассказывать о своей живописи, о том, как мы создаем картины, показывать это людям, чтобы они могли проникаться твоим творчеством.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Также мои персональные выставки проходят каждые два года. Иногда каждый год. Я очень плодородный художник. У многих художников бывает прокрастинация. Я стараюсь уходить от этого и писать практически каждый день для того, чтобы все время набивать руку, не останавливаться. Потому что живопись всегда выводит из любых депрессивных состояний. Если хоть чуть-чуть хочется загрустить, нужно взять кисти в руки, и грусть сразу же уходит.

На данный момент у меня написано уже более 150 картин, которые находятся в частных коллекциях России и Европы. Самые интересные и яркие из них можно увидеть на выставках. Планирую в первом квартале 2024 года свою  новую персональную выставку. Это будут как портреты африканских девушек, так и различные другие мотивы, которые, я надеюсь, откликнутся в почитателях моей живописи. Ведь по умолчанию мое творчество оставляет приятное послевкусие.

- В своих работах ты часто изображаешь африканских девушек. Это связано непосредственно с твоей личностью или просто их интересней писать?

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Дело в том, что я живу в России, где очень мало африканских девушек — то есть девушек с такой же внешностью, как у меня. Поэтому я их создаю в своих картинах. У меня есть сестра — красивая, колоритная африканская девушка, с которой я часто пишу портреты. Мне нравится африканская культура, музыка — она звучит внутри меня. Колоритные, яркие цвета меня вдохновляют, как и полотна Фриды Кало.

- Существует мнение, что «за хорошего художника голосуют рублем». У тебя хорошо продаются картины?

Скажу нескромно — мои картины сейчас очень ценятся. И я рада тому, что людям нравится то, что я делаю, чем я занимаюсь. Они выбирают мои картины душой.

Я тут недавно узнала, что мою картину перепродали с огромной выгодой. То есть я ее продала еще десять лет назад за небольшие деньги. И недавно эту же картину перепродали в три раза дороже. Я была в шоке, потому что поняла, что это классная инвестиция, когда люди покупают картины художников еще на начальном этапе их становления за небольшие суммы, а потом видят, как они растут и развиваются — это, конечно же, большего стоит. Если NFT-картины мы не можем потрогать, то моими работами можно наслаждаться вживую.  

- А где картины покупают лучше? В интернете или на выставках?

Я считаю, что на выставках больший процент выкупаемости. У меня в прошлый раз на выставке было представлено 23 картины, из них 16 купили — большую часть. Может быть, это связано с тем, что на выставке человек может вживую увидеть картину и почувствовать энергетику, которую в нее вложил художник.

Часто я дарю картины рандомно в своих соцсетях людям, которые не могут себе позволить их купить. Также мои картины участвуют в аукционах благотворительных фондов.

- Я недавно брала интервью у одного фотографа, и он сказал, что мечта любого фотографа  сделать снимок, который никто в мире еще не сделал. Вот такой же вопрос я хотела задать тебе. Какую картину ты бы очень хотела нарисовать, но пока еще не написала? Есть ли такая картина мечты?

Если говорить о картинах, которые я еще не написала. Это портрет моей мамы. Также я не писала свой автопортрет.

А если говорить о картине мечты, то я еще не написала ту картину, которую не захочу продать. Но я и не хочу, чтобы она приходила сейчас, как, например, Мона Лиза у Леонардо да Винчи.

- Корнелия, а есть ли у тебя любимая картина?

У меня есть одна картина, которую я написала еще в Астрахани, и она осталась с моей первой выставки. Мама мне тогда сказала: «Никогда ее никуда не девай и не продавай. Это твое будущее. Она всегда должна быть с тобой». На ней нарисован домик в Португалии и три красных стульчика.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Мама сказала мне, что «на этой картине изображен мой домик в Португалии, а вот там внизу сижу я». Поэтому эта картина уже долгие годы находится под моим покровительством, и я ее очень оберегаю.

Есть еще одна картина, которая мне очень дорога — это портрет моей бабушки, которой уже нет среди нас. Она написана во времена моей учебы, когда я сказала: «Бабушка сиди и не двигайся». И она сидела 30 часов, сколько я ее писала. Я нарисовала этот портрет в полупрофиль. И эта картина тоже до сих пор со мной, и она мне очень близка теперь уже как память о бабушке, с которой у меня были очень близкие отношения. Мама обрамила ее, и мы часто на нее смотрим, потому что она висит прямо в центре квартиры.

- Кстати, про картину, которую не захотелось бы продать. Я недавно общалась с одной художницей. Она сказала, что очень тяжело прощается со своими работами  просто плачет, когда их продает. А как ты расстаёшься со своими картинами? Оставляешь ли какие-то себе? Висят ли они на стенах в твоей квартире?

На стенах у меня есть картины, и их достаточно много.

Когда я только закончила художественное училище, я тоже очень тяжело расставалась со своими картинами. После института еще больше — я прямо не могла расстаться с ними, потому что их было не так много, а я так много вкладывала души в каждую из них.

Но когда у меня появилось большое количество картин, я начала их продавать и радоваться тому, что они живут своей жизнью в новых домах. Они радуют людей. Каждый раз, просыпаясь, человек видит мою картину и радуется. Для меня это самое важное. И когда мне присылают фотографии и видео того, как мои картины висят у них дома, я чувствую себя счастливой. Поэтому я перестала переживать на этот счет, и теперь мне не жалко расставаться со своими картинами. Я, наоборот, радуюсь, если они кого-то делают счастливыми.

- А как приходят идеи твоих картин? Это какое-то вдохновение или ты придумываешь свои сюжеты во время написания? Как это работает?

Вдохновение, в основном, приходит ночью.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Чаще всего перед самым сном мне приходит идея для картины. Прямо перед сном… вот ты уже спишь почти, уже отложил телефон, и начинают приходить образы. Я всегда около своей кровати держу блокнотик с карандашом, куда я могу оперативно записать идею, чтобы не забыть.

Так, например, пришла одна из моих последних работ «Девочка на шарах». Я закрываю глаза и вижу, как огромные шары в небо поднимают девочку со светлыми волосами. А она сидит на красивых качелях. И я понимаю, что все, эту картину я должна нарисовать. Я ее быстренько зафиксировала в своем блокноте, утром проснулась и сразу же нарисовала. И теперь она живет в частной коллекции.

Или, например, недавно мне пришла идея нарисовать девушку со стойкой на руках, которая стоит над городом на фоне огромной луны.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Недавно была очень большая красная луна. Я увидела ее, она была такая красивая и яркая! И меня это так вдохновило! Я подумала, что должна нарисовать эту огромную луну с большими кратерами. Взяла пастозную текстурную пасту, сделала эти огромные кратеры, хочу еще подсветку сделать к этой картине. Я думаю, что это будет очень крутая яркая работа со своей подсветкой.

Иногда идеи для картин приходят ко мне во сне. Сны мне всегда снятся очень яркие и цветные, как у всех творческих людей.

- Корнелия, о чем ты мечтаешь?

Как любой творческий человека я мечтаю быть реализованной. Я очень люблю то, чем занимаюсь. И, конечно, для меня очень важно признание. Я очень хочу, чтобы мои картины были в самых лучших частных коллекциях.

Я мечтаю, чтобы мои картины были в галереях по всему миру. И, конечно же, я хотела бы всемирного художественного признания.

Ван Гог, например, и многие именитые художники чаще всего становились известными только после смерти, и желательно, чтобы смерть была пожестче (смеется). Я знаю, что сейчас художники становятся признанными и известными уже при жизни. И я чувствую в себе потенциал быть в их числе.

Также я мечтаю о своей огромной мастерской — светлой, с большими окнами. У меня ее еще пока нет, к сожалению.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Хотелось бы, чтобы больше открывалось художественных школ, где преподавали бы современные молодые художники. Хочется развивать именно современную живопись, немного уходя от академии.

Мне бы очень хотелось также иметь свою галерею, где я могла бы представлять работы талантливых художников со всего мира. Чтобы я могла делать выставки картин, где были бы представлены не только российские художники, но и европейские. Хотела бы отыскивать самобытных художников по всему миру.

Я хочу сказать, что сейчас очень много талантливых художников, которых никто не видит и не знает. Мне хотелось бы, чтобы они развивались, и чтобы их видели галереи, а не только поддерживали именитых художников. Если бы у меня была галерея, она однозначно была бы открыта для всех талантливых художников. Потому что неталантливые и сами пробьются, как говорится (смеется).

- Пусть так и будет, пусть всё сбудется.

Напоследок хотела просить о твоих творческих планах на будущее.

Сейчас я нацелена на то, чтобы сделать персональную выставку в Дубае. Я вижу, что за Дубаем будущее: там очень много русских людей, много людей, которые разбираются в искусстве. И я уверена, что там найдутся люди, которым понравится моя живопись. Я уже рассматриваю одно предложение.

Ранее у меня уже были персональные выставки в Германии и в Казахстане, куда пришло огромное количество людей. И я не хочу этим ограничиваться.

Фотограф Мария Радаева
Фотограф Мария Радаева

Также скоро выйдет мой EP – альбом. В нем будут представлены произведения в новом стиле.

И напоследок хочу сказать: я рада тому, что моя мама с самого детства учила меня быть свободной. И в своих картинах, в своей живописи, в своей музыке, в своем творчестве, в джазовых импровизациях — я всегда свободна. Это так важно заниматься своим любимым делом, которое приносит тебе удовольствие, а людям радость. Это и есть квинтэссенция счастья!