Основная тема экспозиции – появление и развитие Малевичем школы авангарда. Этот временной промежуток начинается с создания творческого объединения УНОВИС («Учредители нового искусства») в Витебском художественном училище в 1919 г., и заканчивается окончательным становлением постсупрематизма в 1930-х гг.

Экспозицию представили ее создали – глава Совета попечителей Еврейского музея и центра толерантности, инвестор Александр Клячин, гендиректор Еврейского музея Александр Борода и исполнительный директор музея Кристина Краснянская.  Партнерами в организации выставки выступили Ельцин центр и культурный проект «Энциклопедия русского авангарда».

  Александр Борода, Александр Клячин, Кристина Краснянская, Юлия Каптановская, Андрей Сарабьянов на открытии выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»  
  Александр Борода, Александр Клячин, Кристина Краснянская, Юлия Каптановская, Андрей Сарабьянов на открытии выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»  

«Российская школа авангарда, заложенная Казимиром Малевичем, известна во всем мире. Целью экспозиции было собрать все значимые работы авангардистов и представить их публике под новым углом. В результате выставка получилась яркой и настоящей», - поделился глава попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности Александр Клячин.

В экспозиции представлено 98 работ русских авангардистов из собрания российских музеев и частных коллекционеров. Основной акцент сделан на картины Малевича и его влияние на современников. Ведь именно он в свое время заложил основы русского авангарда будучи новатором нетипичного в то время стиля.

Кроме Малевича на выставке можно познакомиться с произведениями Марка Шагала – многие считали их врагами, учеников Малевича – Льва Юдина и Константина Рождественского, Ильи Чашника, Веры Ермолаевой и многих других последователей. Интересно, что на этой выставке представлена картина «Три фигуры» Анны Лепорской впервые после реставрации. Популярности картине придал охранник Ельцин Центра, когда пририсовал персонажам глаза.

По словам Александра Бороды, для Еврейского музея авангард играет принципиально важную роль. Новая выставка стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. Генеральный директор музея подчеркивает, что центральной фигурой каждой из проведенных экспозиций остается Малевич. Неудивительно, что и текущая выставка названа в честь трактата основоположника супрематизма.

Связующим звеном между живописью таких разных авторов послужили дневники Льва Юдина, ученика Малевича. Именно через его призму организаторы решили показать работы главных русских авангардистов. Благодаря этой концепции экспозиция приобрела чувственные ноты и позволила посетителям не только насладиться творчеством художников, но и ощутить те эмоции, которые подтолкнули их сделать прорыв в новаторском искусстве начала прошлого века.

Выставку дополняет специальный проект «Я – Малевич», позволяющий посетителям окунуться в искусство авангарда от лица одного из десяти художников, работы которых представлены в музее. С помощью аудиопроекта можно пройти все экспонаты в сопровождении передовых мастеров авангарда. Такой подход поможет адаптировать материал для посетителей, трансформируя тяжелую информацию о беспредметном искусстве в интерактивный игровой процесс. Кроме того, в залах музея можно в буквальном смысле потрогать копии произведений. Данная опция предусмотрена для слабовидящих посетителей музея.

Выставка самых известных русских авангардистов продлится до 19 февраля 2023 года.