Один из моих любимых анекдотов про моду и экологию:

«Выпивают как-то эколог с зоозащитником, и зашел у них спор о шубах. Какую надо покупать. Зоозащитник  приводит все ужасы звероферм, содержания и забоя  в них бедных норок. «И поэтому шуба — только ИСКУССТВЕННАЯ!» На что возмущенный эколог кричит «С ума сошел, она разлагается 700 лет!» Драка!

Один из самых богатых людей мира — Бернар Арно. Он не нефтяник, не создатель нового компьютера, не производитель стали или угля. Он делает моду. 

Мода стала новой нефтью, она создаёт миллиардные состояния, она сделала миллиарды людей супер-зависимыми фэшн-наркоманами, особенно со времени изобретения Инстаграма*, Озона/Амазона, и всех видов рекламы и интеграций. 

Мода заставляет нас  становиться Суперпотребителями и, соответственно, Суперзагрязнителями планеты. 

Мне  как человеку, занимающемуся  экологией и защитой китов, в первую очередь ясно, что ПЕРЕПОТРЕБЛЕНИЕ, которое приносит мода — это мусор, химикаты, и ускорение глобального потепления — оно тихо убивают планету. 

Как бы ни странно это звучало, но по воздействию на экологию самая опасная и вредная отрасль мировой промышленности, также как и производство и переработка нефти,  это производство одежды, мода, фэшн, индустрия красоты. Нефтяники отдыхают. Нефти, кстати, и добывают много  потому, что людям нужна дешевая модная одежда, которую под воздействием моды все время надо менять.

Давайте посмотрим, что составляет  углеродный след моды, факторы загрязнения, вызываемые модой. Это: 

- Миллионы гектар, засеянных хлопком и льном, которые отнимают воду у людей, посевов, животных, для того, чтобы посадить и вырастить всё это нужны миллионы механизмов, работающих на ископаемом топливе. 

- Переработанные в ткани гека-барели нефти, с понятными последствиями для экологии. Также это:

  • Миллионы убитых животных.
  • Сотни тысяч  химчисток, которые сливают в океаны тонны химикатов и микропластика. 
  • Логистика — тысячи  огромных судов, с гигантскими чадящими дизелями, бесчисленные фуры и поезда, перевозящие готовые шмотки и обувь из Китая, Индонезии в Европу и Америку. 
  • И как финал — горы мусора из разного вида одежды, аксессуаров, обуви, который никак не научатся полностью перерабатывать, ну и про микропластик не забываем.
  • Хочется добавить индустрию красоты, которая также не экологична. Производство многих тонн парфюмерии и косметики требует энергии и создаёт тот же микропластик, вспомните блестки в косметике, смывающиеся каждый день в канализацию.

    И вот на все это смотрит с осуждением своими серо-голубыми  глазами на круглом лице без косметики Грета Тунберг, одетая в старую мамину майку. Смотрит с немым вопросом: как же соединить экологию и моду, фэшн и борьбу с глобальным потеплением, чтобы экологи, зоозащитники, дизайнеры, и бернары арно, все были довольны, как  собственно и  мы — потребители?

    Как ни странно, но в СССР с этим было спокойней, одежды у среднестатистических гражданина и гражданки было мало, всё многократно перешивалось, чинилось, оставалось младшим, перекочевывало в пахнущие нафталинов шкафы, на дачи, бедным родственникам, потом вообще сдавалось в утиль. 

    Химчисток было мало, в основном все стиралось почти органическими веществами, реклама была ужасна, и в ней, в условиях дефицита, не было нужды. Всеобщее равенство в относительном достатке или почти в бедности оказывается было благотворным для экологии. 

    Однако «назад в  СССР» распробовавших относительное разнообразие потребительского рынка сотню миллионов соотечественников, да и весь золотой миллиард загнать невозможно.

    А что же делать?

    Есть несколько потребительских концепций, при помощи активистов, медиа, правительственной пропаганды, можно что-то сделать, вот пара-тройка футурологических предположений:

    • Разумное потребление: отказ не просто от смены гардероба, вообще редкая покупка только утилитарных вещей от недорогих брендов или ноунейм. Путь — не без минусов, и вряд ли большинство это поддержит, нивелирует личности. Экономически — крах легкой промышленности.
    • Одежда из переработанного вторичного сырья. Не устраняет полностью затрат энергии и ресурсов  на переработку и воспроизведение, однако экономически выгодно индустрии, особо малому бизнесу. Нужна система сбора и реальной переработки одежды.
    • Перелицовка. Выгодна скорее всего для малого бизнеса и независимым начинающим дизайнерам.
    • Секонд-хенд, экономически опять-таки выгодно, но точно не удел среднего класса, для которого секонд-хенд  — признак бедности.
    • Винтаж, имеет место быть, но для тех кто, был способен покупать несколько десятилетий дорогие бредовые вещи.

    Концепции ближайшего будущего 

    • Подписка у бренда — годовые взносы в некий бренд на получение и возврат той или иной одежды, понятно не нижней. Сходил раз в одном костюме или платье  на свадьбу, в ресторан, на прием — сдал обратно. Но нужно менять психологию и потребителей и брендов. Но хорошие возможности для служб доставки.
    • Clothes-shering — по аналогии с каршерингом. Вообще новый вид прокатного бизнеса, клубов по интересам, может быть организован на базе химчисток и интернет-маркетов. Преграды чисто психологические и организационные.
    • Совсем будущее-будущее —  Новые технологии, новые ткани, модификационная органика — аналогичная натуральным тканям и меху, но не что сейчас, материалы способные изменяться в домашних условиях, при помощи эдаких 3-5-7D принтеров. Раздолье для VR-дизайна: придумал, при помощи ИИ, создал аналог в единственном экземпляре, распечатал сам на принтере, понравилось кому-то — продал при помощи блокчейна. Не готовы пока ни наука, ни дизайнеры, ни бизнес. Но, наверное, только это реально спасет мировую экосферу и не убьет экономику.

    Понятно, что решить все проблемы за раз не получится, но надо с чего-нибудь начинать. 

    В этом году мы — Фонд Защиты Китов решили поддержать фестиваль «Зеленый Подиум»-2023, это небольшой шаг к тому будущему, о котором написал выше:

    Фестиваль соберет современные Эко-тренды, они есть, и, в первую очередь, у наших российских брендов. Есть уже производители экосырья, мои коллеги организаторы фестиваля их пригласили. Мы попытаемся поднять шире тему осознанного потребления, как концепцию будущего. Лекции и тренинги экспертов, в том числе экспертов Фонда, известных модельеров, будут не бесполезны. Ну и наконец «Зеленый подиум-2023» будет проходить 15-16 июня в саду им. Баумана, на зеленом островке в центре столицы.

    Всех туда приглашаю.

    *Соцсеть принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской организацией