Цифровизация открыла для нас весь мир – онлайн. Сегодня, чтобы увидеть «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Поклонение Волхвов» Леонардо да Винчи или «Медузу» Микеланджело Караваджо, необязательно ехать во Флоренцию. Стоит лишь зайти на сайт галереи Уффици и можно рассмотреть любую картину в мельчайших подробностях. В цифровое пространство, особенно с началом пандемии, перешли научно-популярные и профессиональные лекции, обучающие курсы. Даже фотосессии карантин научил нас проводить в онлайн-формате. 

Но физическое, а не виртуальное пространство культуры сегодня пока обеспечивают библиотеки. Во-первых, их традиционная функция – культурно-просветительская. Во-вторых, некоторые из них остаются площадками, где идут научные исследования, проходит обучение студентов и специалистов. Но третья причина в том, что многие библиотеки просто не успели приспособиться к цифровым форматам. 

С 2019 г. в рамках национального проекта «Культура» по всей России началась масштабная модернизация библиотек, трансформация их в неформальные пространства для общения людей и, выражаясь официальным языком, проведения культурного досуга – например, на выставках. Выставки в библиотеках сегодня в основном книжные, но есть и исключения: выставка елочных игрушек в библиотеке «Екатерингофская», выставка «ЗИНЫ.» в Библиотеке им. Н. А. Некрасова, выставка «Рыцарь сцены». Еще пример – открытие выставки и вечер памяти к 110-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Леонида Галлиса в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева. 

Но если библиотеки становятся мультидисциплинарными площадками, возникает логичный вопрос: могут ли они быть новыми выставочными пространствами для произведений искусства? Может ли какая-нибудь районная библиотека временно стать, условно говоря, одним из залов Третьяковской галереи или Русского музея? Я думаю, что да. 

Художественная экспозиция в библиотеке не просто украшает интерьер и популяризирует творчество художника – она преображает пространство. Читатель, приходя за книгой, на мастер-класс или лекцию, неожиданно для себя оказывается посетителем выставки, рассматривает работы художников, испытывает искренние эмоции. Такая временная картинная галерея становится прекрасным местом отдыха, общения и встреч ценителей прекрасного. 

Сужу по собственному опыту: я как сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки России организовала такую выставку. Мой прадедушка Борис Зотов был художником-самоучкой. Последователь Левитана, Крамского и Айвазовского, он в основном работал над пейзажной тематикой. И мне в наследство досталась большая коллекция его картин. 

Сначала я просто хотела рассказать всем, что был такой художник Зотов, показать его наследие и подыскивала помещение для выставки. Самым реалистичным вариантом оказалась наша ГПНТБ, которую мне разрешил использовать научный руководитель библиотеки Яков Шрайберг. Но уже запустив проект, мы поняли, что библиотека может стать самостоятельным выставочным пространством и ничуть не уступать в этом качестве музейным залам. ГПНТБ находится на Октябрьском Поле, и выставка работ Бориса Зотова стала частью культурной жизни этого района Москвы.

Так что библиотекам есть куда двигаться, я надеюсь, художественные выставки в их стенах станут новым словом в их развитии.