Одни считают — «никогда не веди бизнес с родственниками», другие соблюдают принцип «все в семью». Тем не менее, история знает немало случаев, когда семейное дело становилось очень успешным, особенно хорошо это видно в европейских странах, где преемственность поколений — важное понятие. 

По данным исследования PwC, 16% всех семейных фирм в Великобритании пережили более четырех смен поколений. Швеция отличается самой большой долей работающих в семейном бизнесе — в таких фирмах занято более 60% трудоспособного населения. В Италии больше всего крупных семейных компаний.

В этом году итальянское семейное предприятие Creazioni Antonella отпраздновало шестидесятилетие. Сейчас основательница Мария Тезеи с тремя сыновьями — Антонелло, Алессандро и Альберто, успешно управляет модным домом. История началась в 1962 году, когда Мария Тезеи при поддержке мужа основала швейную мастерскую в итальянском городе Пезаро. Штаб-квартира, производственные и творческие офисы до сих пор расположены в этом месте. В 80-х годах компания с брендом London Bridge утвердилась на рынках Европы, России, Японии и США. Постепенно, с развитием трикотажного производства, появлялись новые линейки — Antonella, HC Antonella и TESEI.

Директор компании Альберто Антонелли рассказал, как вести успешный семейный бизнес и  сохранить хорошие отношения с близкими.

Главное правило семейного бизнеса — доверять дела людям из близкого круга. Если решили нести семейные ценности, то будьте честны и поддерживайте эту идею от и до. Мы никогда не думали продавать бизнес полностью или частично кому-то не из семьи. Наша история и традиции имеют корни в Италии, и наша цель — развивать бренд на основе ценностей, которые заложены предками.

Решения принимаются в формате общего обсуждения идей. В Creazioni Antonella принято обсуждать дела за большим столом, , пить вино и приходить к решению, которое устраивает всех. Важно слышать и уважать друг друга. Например, в период пандемии встал вопрос участия компании в международных мероприятиях. После обсуждения советом директоров решили приехать на выставку CPM Moscow, хоть это было и рискованно. Так мы смогли заявить о себе на Российском рынке, познакомиться с потенциальными покупателями и пообщаться с ними вживую. 

Каждый в семье — отдельная личность. Цените чужие границы, будьте готовы к тому, что дети не разделяют вашу любовь к предпринимательству. Предоставляйте членам семьи свободу выбора и возможность реализовать мечты.

Разделяйте бизнес и дом. Оставьте все конфликты на работе, а личные вопросы решайте вне офиса. Может показаться, что в семейном бизнесе допустимы поблажки: можно опоздать или вовсе не выйти на работу, но это не так. Для сохранения качества работы и уровня профессионализма важна дисциплина.

Чем отличается семейный бизнес от корпоративного?

  1. Общение напрямую с владельцами. Заказчики, подрядчики и клиенты могут вести переговоры с заинтересованными сторонами компании. Так выстраиваются прямые и доверительные отношения с предпринимателями без необходимости обращаться к посредникам, как это происходит в крупных фирмах.
  2. Упрощенная организация внутренних процессов. Например, менеджер по экспорту помогает вязальщицам прикреплять этикетки к одежде.
  3. Семейные компании устойчивы и стабильны, особенно в кризисные времена, поскольку привыкли ориентироваться не на квартальный результат, а на долгосрочное развитие. Их инвестиции, покупки и отношения между собой носят более дружелюбный и мягкий характер, поэтому в сложные периоды эта модель оказывается более жизнеспособной.