Не думаю, что поводом для двух больших концертов Shortparis в столицах стал релиз нового мини-альбома «НОВОЕ НОВОЕ» (следующий концерт – 4 декабря в Санкт-Петербурге). Скорее, группе есть что сказать в ответ на современность, не оставляющую общество равнодушным.

Фактурно.

Изящно.

Громко.

27 ноября 2022 в московском клубе Adrenaline Stadium группа Shortparis поставила своих поклонников лицом к лицу с извечными вопросами о том, кто есть мы, что есть наше сейчас, и, пожалуй, самое главное, а что дальше? Недавно я услышала мнение о том, что, когда в океане штиль сменяется нарастающим штормом, то открываются возможности для нового.

Дальше – совершенно новое.

Группа не вышла загадочно из тумана, приветственно раскинув руки. Поклонников встречала на сцене холодная трехэтажная металлическая конструкция, похожая на строительные леса. Эпоха новой «перестройки»? Непредсказуемым маневром музыканты застали врасплох ожидания всех присутствующих, открыв концерт часовым фолк-представлением с колоссальным объемом деталей и символов.

На лесах сцены пять певиц, одетые на русский этнический манер, по очереди а капеллой исполняли песни из русского фольклора. Их слушали три «номенклатурные» фигуры: мужчина в очках из клипа на песню «НОВОЕ НОВОЕ» и двое молодых людей в мешковатых старомодных костюмах (символ «взрослого» будущего?). Молодые люди слушали, как гимн, пение девушек о материнской боли и нелегкой женской судьбе – тосковали по дому и родине, бросали в зал осуждающие взгляды – за наше бездействие, засучивали рукава – готовились ко встрече с «новым», танцевали с платками с русским узором – возвращались к прошлому, надевали современные сварочные маски – окончательно перешли в «будущее».

Часовой перформанс взбудоражил внутри то, что никогда не находило подходящего момента, чтобы заявить о себе. А что эмоции?

Смятение.

Что чувствовать: красоту или боль? Резонансом по воздуху чувствовалось, что это разделяли и другие присутствующие. Проснулась русская душа, которая оглядывается через плечо вслед прошлому и робкими шагами ступает в «будущее».

Так (не)терпеливо разожглась агония вечера.

Новые Shortparis вышли со свежей песней на сцену-конструктор, забравшись на второй и третий этажи с прожекторами, кричащими из-за спин. По залу разлились гипнотические танцы барабанщика Данилы Холодкова и баритон солиста Николая Комягина.

Даже если вы не поклонник творчества Shortparis и приходите на концерт, чтобы наконец понять, по какой же причине группа гремит повсюду (даже в Прибалтике), а во время концерта замечаете, что музыкантов на сцене по какой-то причине четыре, а не пять (в 2022 клавишник Александр Гальянов покинул группу), ваш скепсис неизбежно будет застигнут врасплох. Вы стали свидетелем произошедшей на сцене революции, отрицать которую вы не сможете, даже возвращаясь по дороге к себе домой.

«Надо же было такому случиться»

На концерте группа подарила поклонникам динамичный сетлист. Adrenaline Stadium гремел любимыми хитами: «Любовь», «Стыд», «Туту», «Новокузнецк», «КоКоКо/Структуры не выходят на улицы», «Amsterdam». Вся танцевальная энергия перешла в сочувственную и даже несколько скорбящую в финале выступления, когда Комягин переместился на вторую сцену уменьшенного типа посреди площадки. Окруженный, как в лодке, толпой, он исполнил последнюю песню – «Яблонный сад». Примечательно, что вне тура в поддержку одноименного альбома песня принимает другие формы. Ранее ею открывались концерты. Ею задавалось взрывное настроение вечера. Контекст приобрел гнетущие оттенки тоски, когда Комягин с надрывом пропевал строчку «И чья теперь ты, чья?». После движением руки Николай завершил песню – прожекторы погасли. Он будто остался в «лодке» один. Shortparis поставили шах и мат этому вечеру, закончив его воспроизведением песни «В чистом поле - дожди косые» Александра Башлачева. Рубрика «Что хотел сказать автор»: выбор этой песни как кольцевой прием подчеркнул основную идею программы вечера. Это игра восприятия и ощущений. В начале зритель с щемящим сердцем слушает женский голос и чувствует на себе всю боль, погружаясь в глубину русской тоски. А в конце, пока не пришло осознание завершения вечера, под не менее «воздушную» акустическую лирику барда Комягин беззаботно танцует и подпевает без микрофона. На душе не становится легче.

«В чистом поле — дожди косые.

Эй, нищета — за душой ни копья!

Я не знал, где я, где Россия

И куда же я без нея?»

Творчество Shortparis – самая сложная форма калейдоскопа на отечественной сцене. Это мыслительная, эмоциональная и визуальная головоломка. Как ни крути, скрытый смысл можно открывать для себя с разных позиций.

НОВОЕ

Шторм уже начался. Чувствуете, повеяло бурей? Это грядет новое. Одолеете ли вы этот шторм в своей «лодке»? Вероятно, многое понять нам только предстоит, уже окончательно и бесповоротно встретившись со сфинксом, от вопросов которого невозможно уйти, не ответив. Хотя бы не ответив себе.

Революционные Shortparis породили в мыслях много вопросов по дороге к себе домой. Ответы мы найдем сами, в том «новом будущем».

Москва еще долго будет говорить об этом «новом» концерте.

За фото спасибо Евгении Самойловой