Ментором десятого сезона Открытых студий стала главный куратор и заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея, Москва Анна Зайцева

«Выставка о том, что страх — это оборотная сторона надежды. Об одиночестве как экзистенциальном испытании, которое оказывается преодолимо. О том, как рождаются и умирают утопические проекты – в реальности и в виртуальном мире. О том, как жизнь продолжается даже после реализации антиутопии». 

Осталось меньше двух недель, чтобы поразмышлять вместе с художницами на тему страхов и одиночества. 

Ульяна Елкина, «В слоях страхов»

Каждого, входящего в Открытые студии Винзавода, встречает огромный текстильный торт, каждый ярус которого покрыт изображениями страхов, свойственных разным возрастным этапам человеческой жизни, начиная с детства и заканчивая старостью. Торт сам по себе — неизменный атрибут праздника — события, которое начинает отсчет нового, пугающего и желанного одновременно. В основе проекта художницы лежит именно эта драматургия надежды и страха, которые являются оборотной стороной друг друга.

Дарья Арбузова, «You can (not) escape»

В инсталляции  художница обращается к опыту ухода в сетевые миры и оставляет открытым вопрос: «Откуда именно в итоге ты не способен будешь убежать — от реальности или из своего вымысла?». В проекте Дарья Арбузова конструирует некий переход, за которым виднеется виртуальный мир, собранный из привычных элементов интернет-ландшафта: социальных сетей, игровых интерфейсов, аниме и dreamcore эстетики, в которых грань между грезами и реальностью стирается.

Аксана Прутцкова, «Узоры II» и «Мне снилось, что я смотрюсь в зеркало, и я это не я»,  инсталляции,  «Может ли обсуждение искусства быть произведением искусства?»

Аксана Прутцкова исследует мимикрию как стратегию выживания в социуме и ставит вопрос о черте, за которой происходит утрата собственного «я». Несмотря на то, что каждый существует отдельно, он вписан в общий круговорот событий. Так и искусственный интеллект стал чаще проникать в повседневную жизнь. Художница задается вопросом, насколько зритель на самом деле готов формировать свою индивидуальность с помощью продвинутых технологий, предлагающих пересобрать себя? 

 Маргарита Журавлева, «Вещное»

Художница представляет два проекта и два типа «вещного». В одном — повседневность, представленная такими бытовыми вещами, как телевизор, стиральная машинка и другое, превращается в застывшую скульптурную форму. А дополнительный видеоряд подчеркивает непреодолимую стену между человеком и предметами. Зрителю показан мир вещей, из которого изъят человек, но который продолжает свое существование. 

Полина Савина, «Комната Нолле»

Проект сфокусирован на создании мифического постапокалиптического будущего. В этом мире нет людей, животных, растений и чего-либо органического, однако в нем присутствует жизнь. Вещи оживают, исследуют свое прошлое, но сталкиваются с трудностями, ведь контекст уже утерян. Существа пытаются воссоздать цепь событий предшествовавших катастрофе.

Лена Холкина, «Соние»

Оставаясь наедине с собой, человек во сне видит образы из коллективного поля. Художницу зацепила комбинация одиночества и совместности. Для проекта Лена Холкина собрала сновидения людей, которые приходили в Открытые студии Винзавода, проанализировала их и воспроизвела наиболее яркие и часто встречающиеся образы посредством фотографии, текстов, видео, перформансов, монопечати в разных техниках и формата книги. 

Елена Шарганова, «Лучезарный город»

В своей серии многослойных текстильных коллажей художница рефлексирует на тему судьбы утопического авангардного проекта «города-сада», переплетая ее с собственной семейной историей. Зритель может рассмотреть проблему идентичности через взаимодействие с историей места, памятью и настоящим. Елена Шарганова делится рассказом про свой родной город Нелидово, проект которого совмещал индустриализацию с концепцией города-сада. Этой утопии не суждено было реализоваться, город постепенно пришел в упадок.

Юля Диброва, «Экзистенция»

В центре работы художницы — вопросы о смерти и бессмертии, о слиянии виртуального и телесного, компьютерного и человеческого. Проект является результатом размышлений о смерти друга по онлайн-переписке, возвращаясь к которой, художница предавалась размышлениям. 

Ольга Михальчук, «Придумала!»

В проекте Ольга Михальчук спрятала видео о преодолении страха в состоянии одиночества, находясь в знакомой комнате. Из реального и фантазийного соткан единый мир, где свет все-таки пробивается сквозь тьму, что бы ни случилось. Художница отмечает, что в мастерской Открытых студий она впервые за два последних года ощутила себя как будто в полной безопасности, окруженной заботой и поддержкой сообщества.

Выставка «Это нам приснилось завтра» работает все дни с 12:00 до 20:00 кроме понедельника. Последняя возможность взглянуть на будущих или уже ярких звезд арт-индустрии.