Когда мир объят пламенем вражды, не лишним ли будет еще один огонь? Нет, если это пламя олимпийского огня – огня искусства. Оно может стать спасительным, преобразующим, благодатным. Театральная Олимпиада 2023 года имеет огромную сверхзадачу. Не только потому, что это мероприятие с тройным юбилейным смыслом – 10-ая Театральная Олимпиада овеяна аурой 200-летнего юбилея выдающегося венгерского поэта, мыслителя и драматурга Имре Мадача и 140-летию со дня первой постановки его opus magnum «Трагедия человека». Но суть здесь не только в красивых цифрах, но в символизме и переплетении смыслов: сегодня, когда мы существуем в состоянии тотальной человеческой трагедии, искра театрального искусства становится той самой путеводной звездой Надежды, освещающей наш путь во мраке новостей, страшных фото и видеосвидетельств мировых катаклизмов и потрясений.

Масштабное полотно Имре Мадача устремлено в будущее, по поводу которого автор не питал особых иллюзий. В пьесе с библейским размахом автор ведет своих героев Адама и Еву сквозь вихри истории, изменчивую географию, утопии, удары судьбы, космос и даже ледниковый период. Люцифер становится предводителем людей, руководствуясь одной лишь целью – убить в них веру. Но ему это не удается. Ощущение отчаяния и бессилия сегодняшнего дня часто наводит на мысли об умирании веры и доверия внутри нас. Эту тональность времени очень точно почувствовали организаторы Театральной Олимпиады в Венгрии и выбрали для нее верный девиз – обращение к человеку: «O Man, strive on, strive on, have faith; and trust!» (в переводе Леонида Мартынова с венгерского: «О человек, борись и уповай!». Это цитата из «Трагедии человека», в которой, несмотря на все коллапсы и падения, сияет свет веры и сопротивления отчаянию. Такой светоносной стремится быть и нынешняя Театральная Олимпиада, проходящая сейчас в Венгрии: от столицы до самых до окраин.

Библейский посыл и голос о спасении воплощает символ Театральной Олимпиады этого года – ковчег. Аттила Виднянский, director of National Theatre, Budapest, который в 2014 году вместе со своими коллегами организовал MITEM (Madách International Theatre Meeting) с целью вписать Венгрию на мировую театральную карту современности, так объясняет этот посыл: «Если использовать библейскую параллель, мы садимся в ковчег, чтобы спасти себя и наши ценности. <...> В наше кризисное время еще важнее спасти наши ценности через воображаемый ковчег театра. Культура помогает поддерживать мосты диалога, которые разрушает политика».

Предыдущая Театральная Олимпиада 2019 года проходила в России, в Санкт-Петербурге и в Японии в Тога. Ее девизом было «Творить, объединяя» («Creating Bridges»). Сегодня, наблюдая рухнувшие связи между странами и людьми, вспоминаешь о том девизе с горькой иронией. Театральная Олимпиада 2023 особо ответственная, посттравматическая, ведь в ней отражается опыт перелома не только мировой гармонии, но и театрального перелома. Пандемия, заставившая заново переосмыслить, потерять, чтобы заново обрести театральное искусство непременно найдет свое отражение в этом мировом отчетном событии. Театральная Олимпиада – это не только праздник театра, но и некоторый предварительный итог того, к чему пришло театральное искусство на данном временном промежутке. Здесь нет соперничества и борьбы (разве что за сердца, души и умы зрителей), как это бывает на спортивных олимпиадах, здесь каждый из спектаклей и событий встраивается в единую мозаику искусства. Помимо эстетики и пробуждения чувства прекрасного в человеке Театральная Олимпиада отличается этическим компонентом гуманизма и мультикультурализма, социальной ответственностью и искренним стремлением к восстановлению мировой гармонии. Без искусства этой цели достичь нельзя.

Без сомнения Венгерское издание Театральной Олимпиады особенное уже в силу впечатляющей статистики. С апреля по июль 400 театральных компаний из 58 стран посетят Венгрию, чтобы наперекор всему нетеатральному мраку подарить праздник света, яркий как свет софтов и горящих любовью к искусству глаз. 750 спектаклей, в которых будут задействованы 7500 исполнителей, позволяют говорить о потенциальном рекорде крупнейшего театрального фестиваля на данный момент! Надо ли говорить, что здесь уместятся все возможные театральные жанры, кроме скучного… Но не количественными характеристиками, а качеством и высокими художественными критериями спектаклей руководствовались отборщики юбилейной Театральной Олимпиады.

Театральная Олимпиада широко раскрывает свои дружелюбные объятья, обнимая буквально всю страну: Театры Будапешта и всей Венгрии, присоединившись к Олимпиаде, примут одну постановку из-за рубежа и одну из венгерских театров - выбор за ними. Таким образом, стирается «четвертая стена» не только между спектаклем и публикой, но и между столичными театрами и провинцией. Театральная Олимпиада призвана объединять, а не раскалывать, создавать новые связи, в том числе международные, а не обособляться.

Основатель Театральной Олимпиады Теодорос Терзопулос так рассуждает о сквозной теме Олимпиады: «Мы всегда стараемся найти ведущую тему для Олимпиады, при этом, конечно, уделяя особое внимание культурным особенностям принимающей страны. Например, роль малых и больших сообществ и наций в глобализирующемся мире может стать захватывающей темой в наши дни. В наше время каждый стремится к индивидуальному прогрессу, что угрожает особым ценностям народов и наций. Это работает против разнообразия. Наш долг - беречь наши коллективные сокровища».

Сердцем Олимпиады стал «фестиваль внутри фестиваля» – MITEM. У него особая программа и своя тональность. Это тот случай, когда не так важны названия постановок, как имена их авторов, каждый из которых стал главой театральной мировой истории: Тадаси Судзуки, Теодорос Терзопулос, Хайнер Гёббельс, Ромео Кастеллуччи, Эудженио Барба, Алессандро Серра, Деклан Доннеллан.... Здесь нет рядовых имен, как нет и свободных мест в зрительных залах на спектаклях Олимпиады. Они пустеют, разве, что в те моменты, когда зал аплодирует стоя, что мне пришлось наблюдать неоднократно...

Важно отметить, что в программе нынешней Олимпиады присутствуют спектакли из Украины. Украинский национальный драматический театр имени Ивана Франко представит на Театральной Олимпиаде спектакли «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» и «Калигула». Брехт и Камю — выбор не только значимый, но и символический. Безусловно, сегодня эти постановки имеют особую всеобъемлющую цель. Присутствует в программе и спектакль российского режиссера Валерия Фокина, поставленный им в Венгерском национальном театре. Постановка «REX» по пьесе Кирилла Фокина повествует об альтернативном будущем, в котором все человечество превращено в единое государство, что, однако, не избавляет его от раздоров и катаклизмов. Участвует в Олимпиаде и «Снежное шоу» Славы Полунина, а сама программа пестрит постановками по русской классике. «Культуру отмены» в Венгрии победила культура.

Лишний раз подтверждая, что театр – искусство тотальное, Театральная Олимпиада предлагает уникальный проект, воплощенный Будапештской Академией театра и кино. Как каждая последующая Театральная Олимпиада перенимает эстафету театрального огня у предыдущей, так и представители венгерских и других европейских театров подготовят отрывки из «Трагедии человека», чтобы затем соединить их в единое театральное полотно. Академия представила каждому участвующему учреждению возможность показать собственную версию своих сцен из пьесы в рамках двухдневной конференции Madách в начале июня. После конференции Аттила Виднянский проведет две недели, интенсивно работая со студентами, и к концу июня он объединит сцены, участников из Франции, Англии, Польши, Греции, Турции, Грузии, Канады и других стран в единое целое. Разные интерпретации на разных языках срифмуются в едином театральном полотне, которое и завершит Театральную Олимпиаду, чтобы одновременно ознаменовать начало подготовки к следующей. Как никакой другой вид искусства театр стремится выйти за собственные пределы, впитать в себя начала и завоевания самых разных искусств и дисциплин.

«Троянки», «Молодые варвары», «Электра», «Ричард III», «Отелло», «Макбет», «Калигула», «Братаны», а также «Война и мир» и «Все, что было и будет» – одни только названия спектаклей Театральной Олимпиады складываются в причудливые картины наших дней, где ожившие персонажи классических трагедий и драм, порой, верховодят нашими жизнями. Увидев их судьбы на сцене, нам легче переживать события и предлагаемые обстоятельства, в которых живем мы сами. Спектакль побеждает мрак зрительного зала, как жизнь одерживает победу над смертью. Театральная Олимпиада стремится напомнить, что есть Театр, который отражает насущные проблемы и ищет пути их решения. Не оторванный от жизни, а сопричастный. И есть зритель, пытливый и упорно жаждущий не смотреть, но видеть. Пока гремят аплодисменты, пока цветы летят на сцену, пока звучат крики «Браво!», в подлинном храме искусств жив театр – зеркало нашей жизни. А значит, все мы, кто «не одну играет роль», тоже. Поразительно как театр – пространство иллюзии и вымысла – в драматические времена становится пространством правды. В завтрашний день, порой поверить непросто, а в театр и театру – все еще хочется верить. «О человек, борись и уповай!»