Высшие ценности - то, что выходит за пределы человеческой личности. То, что выше её. То, что влечёт к отказу от нашего природного эгоизма. Подвиг в войне, вера в справедливость, построение коммунизма, христианство, вера в Бога - всё это высшие ценности.

Высшие ценности - то, что отличает созревшего человека. Ребёнка высшие ценности не интересуют. Ещё не дорос.

Культура - всё то, что создано человеком. От древних погребальных курганов, глиняного горшка до 2 концерта Рахманинова и Айфона. Муравейник или гнездо ласточки культурой не являются, так как не произведены человеком. Если обезьяна нарисует картину, это не будет ни культурой, ни, тем более искусством.

Искусство непременно отстаивает высшие ценности. То, что служит удовольствию одного человека, не призывает его выйти за пределы человеческой личности, произвести хоть минимальную работу над собой, искусством не является. Искусство непременно возвышает человека. То, что служит удовольствию отдельного человека чаще всего не искусство. Хотя чёткой границы нет.

Выступление с Петрушкой на ярмарке, лубочные картинки являются лишь тогда искусством, когда имеют сюжет, призывающий к чему-то высшему (например, защите Отечества). А вот если сюжет чисто развлекательный - то нет. Это всего лишь культура - по факту произведённого человеком. Но не искусство.

Красивые резные наличники окон являются искусством потому что они несут красоту для всех. Пусть опосредованно, но они делают нас лучше. Если нечто заставляет нас думать лучше о человеке/человечестве, то это искусство. Поскольку, думая лучше, мы сами становимся лучше, хоть на капельку. Скажем, красивые серёжки не искусство, так как они всего лишь украшают, привлекают внимание. А яйца Фаберже - искусство. Заставляет восхищаться. Хотя и те, и другие могут быть одинаково красивы. Одной красоты для искусства недостаточно. В нём непременно должен сквозить оттенок бескорыстия, свободы от прагматики, низкой пользы. Впрочем, всего лишь оттенок. Но лишь он возвышает произведение, придаёт ему величественный характер. Всё выгодное - приземлённо, пошло.

Формула искусства = красота + высшие ценности + для всех. То, что служит удовольствию одного человека, искусством почти никогда не является. Относится к человеческой культуре, но не к искусству. Другое дело, что мы можем обозвать искусством всё. Скажем, кулинарию. Или моду haute couture. Но делают ли они человека лучше? Способствуют ли выходу за пределы эгоизма?

Шоу - то, что служит развлечению, а не возвышает душу. Оно эксплуатирует потребность души в ярких чувствах и новизне. Даже если шоу имеет два необходимых пункта (красота + для всех), то по факту отсутствия высших ценностей или использования их в прикладном, служебном, подчинённом смысле - в качестве инструмента развлечения - оно не относится к искусству.

Это принципиальный момент. Всё дело в приоритетах. Если высшие ценности на первом месте, то у нас искусство. Если на втором, то разве что шоу. Хотя чёткой границы, повторяю, нет. Фильмы Эльдара Рязанова это искусство. А голливудское кино - чаще всего шоу. Как бы профессионально оно не было сделано. В какие бы одежды высших ценностей не рядилось Тут тебе и подвиг, и самоотверженность, и верность, и истина, и справедливость. Как бы великолепно это не было представлено, всё это служит развлечению. Не делает нас лучше. Не дотягивает даже до русских резных наличников.

Голливудские фильмы относятся к культуре, но не к искусству. Искусство заставляет думать, переживать, со-переживать. Становиться лучше. Преодолевать эгоизм. Шоу не помогает в этом, так как всего лишь потакает человеческим страстям. Развлечение всегда ведёт к эгоизму. Поэтому в жизни его должно быть мало. Умеренно.

Развлечения не делают нас лучше - так как это всего лишь разновидность отдыха. Делает лучше только работа над собой. Преодоление жизненных препятствий. Если данное произведение показывает нам пример такого преодоления, то есть заставляет в душе произвести такую работу - то это искусство. При наличии остальных компонентов, разумеется (красота + для всех). Искусство также может изображать страсти, и даже развлекать - но это не ведёт к забвению высшего. Ради чего всё затевалось. Высшее должно быть на первом месте. После приобщения к истинному искусству непременно остаётся некий осадок в душе, наполненность, послевкусие, к которому возвращаешься вновь и вновь. Душа становится больше, насыщается. От шоу такого и близко нет. Остаётся пустота на душе. "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять" (Ин. 4:13).

Отличие подлинного искусства от шоу в том, что первое всегда для избранных, а второе для всех. И это правильно: не могут же все стремиться к самосовершенствованию. Тогда и мир не мог бы существовать.

То же самое касается современного западного "искусства". Если художник занимается самовыражением, то есть оно на первом месте, а высшие ценности задвинуты куда-то на второе-третье, или их надо с великим трудом додумывать, или вообще их нет - то это культура, а не искусство. Главное, не обманываться на сей счёт. Называть вещи своими именами.

Зритель не становится лучше, так как не было работы над собой. Все эти инсталляции да перформансы не способствуют самоусовершенствованию. Да западному человеку того и не надо. Как там с принятием самого себя? Вся современная западная культура основана на самодовольстве. Ему потакает всё, созданное человеком. Почему так сложилось - другой вопрос.

Запад впал в детство, поэтому высшие ценности ему не нужны. Он их уже перерос. Что это, старческая деменция? Не могу сказать. Место искусства всё больше занимает шоу. Но западные люди не замечают этой подмены, им кажется, что шоу и искусство одно и то же. Смехотворно выглядит, когда европеец пыжится найти в современном произведении некий высший смысл. Ещё смешнее, когда русский человек старается ему подражать.