Дебютный роман Павла Манылова «Папа»  это история становления молодого героя, живущего в провинции, в самом начале двухтысячных годов. Как жилось молодым в то время? Чем зарабатывали на жизнь, и о чем мечтали? Куда приводили мечты начинающего бизнесмена? Об этом и многом другом и поговорили с автором романа

Павел Манылов. Фото из архива автора
Павел Манылов. Фото из архива автора

 Павел, во-первых, позвольте вас поздравить с ярким дебютом, а во-вторых, расскажите, пожалуйста, как вы решились стать писателем? Ведь вы же успешный бизнесмен, не так ли?

 Спасибо за поздравления! Для меня это действительно важное событие в жизни. Становиться писателем я не решался, то есть не было конкретного решения, которое в одночасье перевернуло мою жизнь. Скорее, была цепь событий, косвенно повлиявших на то, что я начал писать. Отходить от бизнеса я начал не из-за желания писать, а от понимания того, что счастье мне приносит что-то другое. Был промежуток во времени. Между решениями сделать бизнес более консервативным, и найденными новыми интересами, был этап поиска, свободы. Он и закончился как раз увлечением литературой. Так что, теперь у меня есть и литература, и бизнес. Просто приоритеты расставлены по-другому. 

 Для ранних двухтысячных герой вашей книги, пятикурсник Костя Счастливцев, неплохо зарабатывает. Играет в карты и на тотализаторе, бывает в казино. Устроился менеджером в крупную компанию… Так можно было? И чем, если помните, занимались в те годы вы?

 По большому счёту, Костя не делал ничего такого, за что ему было бы стыдно, или что он делал вопреки своим правилам, понятиям, убеждениям. Он сам чуть заходил за рамки своей совести, своих морально-этических норм, проверяя их и вырабатывая именно свой Путь. То, что делал Костя тогда, в принципе, делал и я сам. Этот было время очень плотное по своим событиям. Но происходящее воспринималось как само собой разумеющееся. Было интересно, куражно, романтично. Но скорее это связано с молодостью, а не со временем. 

Павел Манылов. Фото из архива автора
Павел Манылов. Фото из архива автора

 А откуда у вас такое знание медицины? Костин отец Семёныч работает кардиологом на «скорой помощи», и специальные термины, названия болезней и лекарств, врачебные приемы, методики и прочая специфика профессии не сходят со страниц этой истории…

 Прототип Семёныча — этой мой отец. Тоже Семёныч, только Владимир. Папа всю свою жизнь служил врачом-кардиологом на «скорой помощи» Ижевска. У меня есть записи сотен случаев из его практики, хотя в книгу вошли лишь несколько. Конечно, придумать самому медицинские ситуации крайне сложно, поэтому я просил папу писать все, что ему доводилось видеть на работе. 

Сейчас они также живут в Ижевске. Мама тоже врач, они уже на пенсии. За сорок с лишним  лет службы, папа, наверное, побывал почти в каждом ижевском доме. Все его помнят и знают как человека, который всю жизнь спасал людей. 

 По сюжету, Костя то презирает отца за то, что тот не умеет зарабатывать, то обнимается с ним, когда самому становится паршиво на душе… А какие у вас были отношения с вашим отцом?

 В этом смысле роман очень автобиографичен. Наверное, это своего рода признание в любви и гордости своему отцу. Мы оба с ним не особо говорливы, поэтому предпочитаем признаваться друг другу в любви письменно)) 

Иллюстрация Алексея Симоненко к роману
Иллюстрация Алексея Симоненко к роману "Папа"

 Отец Костиной девушки, водочный олигарх Костыльков, вспоминает путь, которым в девяностые пришел в бизнес  стрелки, разборки, откаты, наезды… У вас случалось что-либо подобное, когда вы начинали?

 Я всё-таки родился чуть позже. На девяностые пришлось моё позднее детство и ранняя юность. Серьёзными делами я начал заниматься с самого начала нулевых. Девяностые в провинции еще никуда не ушли, но бизнес, в том числе криминальный, смотрел вперёд, понимая, что нужно меняться, идти в ногу со временем. Поэтому и охотно цивилизовывался. Пытался находить формы, сохраняющие эффективность, но выходящие на светлые дороги. Вот я как раз этим и занимался. Пытался выстроить легальный прозрачный бизнес в эти переходные времена. Ну а стрелки, разборки, откаты, наезды есть и сейчас. Просто они проходят в другом виде. Скажем так, уже не в кожаных куртках и на промзонах, а в пиджаках и в креслах кабинетов. 

 Культурная жизнь у Кости в романе не особо разнообразна. Книг особо не читает, фильмы не припомню, чтобы смотрел  в основном, гуляет с девушкой и мечтает о лучшей жизни. А какой досуг был у вас в нулевых? Что вы читали, что слушали? Были ли у вас, наконец, кумиры?

 Досуг? Странное слово для того времени. Я был одержим. Одержим какими-то разными идеями. Приходил домой поздно, наспех запихивал жареную картошку с куском минтая и кидался спать, бросая одежду прямо на пол. Просыпался рано утром, чистил зубы и убегал. Куда-то вслед своим идеям. 

Но я помню один эпизод, связанный с идеальным времяпрепровождением. Я сидел в своей комнате в квартире у родителей. Мне было уже лет двадцать четыре-двадцать пять. Ситуация была тяжёлой. Все в комнате было продано, из некогда дорогих стен торчали крюки для HIFiтехники. Висела резинка, на которую крепились коллекционные кии для русского бильярда, ореховый, обшитый пробкой бар был весь распродан. Я раскачивался в офисном кресле. Хотелось курить. Всё было продано, кроме одного. Ноутбука. Единственную стоящую вещь я тогда оставил, потому что у меня шла оживлённая переписка с девушкой из Самары. 

Я сидел, раскачивался, и вдруг меня осенило. Я вспомнил, что у меня остался один кассовый аппарат, который заклинило. Я побежал за инструментами, и через несколько минут долотом и молотком я открыл денежный ящик. Он был полон мелочи. Как сейчас помню там было 1200 рублей. Сейчас, наверное, это около 10.000 по ощущениям. Я сразу же пошёл на улицу. И распорядился этими деньгами следующим образом: одна пачка сигарет, бутылка красного французского вина из Бордо и лицензионный DVD «Мулен Руж» 1952 года.

В тот день я провёл один из лучших вечеров в своей жизни. 

Иллюстрация Алексея Симоненко к роману
Иллюстрация Алексея Симоненко к роману "Папа"

 Ждать ли продолжения истории Кости Счастливцева? Ведь финал романа вполне оптимистичен, а главное, открыт.

 Продолжение точно будет. Я сейчас как раз над ним работаю. История не закончена, будет вторая часть. Двумя книгами я хочу закрыть эту тему, этого персонажа, и дальше у меня много других планов. 

Костя Счастливцев переедет в Москву и попробует реализовать все свои мечты в столице.

Издательство
Издательство "АСТ". Дизайн: Сергей Медведев

Павел Манылов. Папа. — М.: АСТ, 2023. — 384 с. — (Городская проза). 

Official Book Trailer по ссылке.

Приобрести книгу можно  по ссылке.